![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Табличное умножение и деление
Тема " Умножение и деление чисел в пределах 100" является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она по программе 1-3 во 2-м классе, по программе 1-4 - во 2-м и 3-м классе. В изучении этой темы выделяются такие виды умножения и деления: 1. Табличное умножение и деление. 2. Внетабличное умножение и деление. 3. Деление с остатком. К табличному умножению и делению относятся случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначное число и соответствующие случаи деления. Примеры: 5 · 3 = 15; 15: 3 = 5 7 · 4 = 28; 28: 7 = 4 и т.п. При изучении этого вида умножения и деления необходимо: 1) познакомить детей с новыми для них действиями умножения и деления; 2) изучить таблицу умножения и деления. Таким образом, табличное умножение и деление, в свою очередь, разбивается на два вопроса: 1) знакомство с действиями умножения и деления; 2) изучение таблицы умножения и деления. а) Знакомство с действиями умножения и деления Отметим, что познакомить детей с действиями умножения и деления, это значит: - раскрыть смысл каждогоиз этих действий; - ввести соответствующую терминологию; - рассмотреть некоторые свойства действий, установить зависимости между ними. Прежде всего, следует отметить, что работа по раскрытию смысла этих действий начинается еще в 1 классе. Здесь: - ведется счет группами; - вычисляются суммы нескольких одинаковых слагаемых; - решаются простые задачи: на нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых, на деление по содержанию, и деление на равные части. Задачи на деление решаются там только практически (устно). Во 2-м классе эта работа получает свое естественное продолжение. Сначала происходит знакомство с действием умножения. Смысл этого действия раскрывается через решение простых задач на нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых. Задача. В одном пучке 3 морковки. Сколько морковок в 4-х таких пучках? Выполнив соответствующую демонстрацию, учитель с детьми выясняет, что для ответа на вопрос задачи нужно найти сумму 4-х слагаемы каждое из которых равно 3. Морк.) Обращается внимание на то, что все слагаемые полученной суммы одинаковые. Поэтому эту сумму можно прочитать по-другому: по 3 взять четыре раза и записать так 3 · 4=12. Т.е. сложение одинаковых слагаемых называют умножением. Точка обозначает знак действия умножения. Дается образец чтения этой записи 3 · 4=12. 1) по 3 взять четыре раза. 2) 3 умножить на 4. Обращается внимание на смысл каждого числа в этой записи: 3 - этослагаемое, 4 - показывает, сколько одинаковых слагаемых. Смысл действия деления раскрывается в ходе решения простых задач двух видов: - деление по содержанию; - деление на равные части. Задача. 6 морковок раздали кроликам по две каждому. Сколько кроликов получили морковки? Для решения этой задачи необходимо выполнение практических действий с предметами, как учителем, так и учащимися. Разговор может быть таким. Учитель. У меня 6 морковок, а вы положите столько же треугольников. Будем раздавать их кроликам по 2, я у доски, а вы на партах. (Раздвигаются по 2 морковки и выставляются изображения кроликов). Сколько кроликов получили морковки? Дети. 3. Учитель. Давайте запишем решение этой задачи. Мы морковки раздавали, делили, и решение будем записывать новым действием - делением. Это записывается так: 6: 2 = 3 (к.) Ответ: 3 кролика. ": " - знак деления. Аналогично рассматриваются задачи на деление на равные части. При этом также необходима демонстрация с использованием предметов наглядности. Пример. 6 морковок раздали 3 кроликам поровну. Сколько морковок дали каждому кролику? Здесь нужно показать и принцип деления на равные части. Выставив изображение 3-х кроликов, выясняем, сколько морковок надо взять, чтобы дать им по одной морковке? - 3. Берем и раздаем. Операцию повторяем до тех пор, пока не кончатся все морковки. Эта задача решается также действием деления. 6: 3 = 2 (морк.) Ответ: 2 морковки. После знакомства с каждым из действий вводятся названия компонентов и результата каждого из этих действий (методика уже известна). Изучается переместительное свойство умножения (методика изучения свойств действий нами рассмотрена отдельно). Рассматривается зависимость между компонентами и результатом вначале для действия умножения, затем - деления (методику рассмотрения зависимости смотреть в теме №2). При рассмотрении зависимости между компонентами и результатом действия умножения мы подводим детей к выводу: если произведение разделить на первый множитель, получим второй множитель и т.д. И как следствие этого, показываем, что для каждого примера на умножение, можно составить два примера на деление. Пример. 5 • 3 = 15; 15: 5 = 3; 15: 3 = 5. Здесь же рассматриваются и некоторые частные случаи умножения и деления с числами 1 и 10: а) с числом I. Сначала берется случай умножения 1 на число, большее 1. 1 • З = 1 + 1 + 1 = З; 1 • 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5. После решения ряда примеров на основе смысла действия умножения подводим детей к выводу: 1 • =. Случай • 1 постулируется. Детям сообщается правило и приводятся примеры. . Деление на 1 вводится на основе зависимости между компонентами и результатом действия умножения. Из решения соответствующих примеров 1 • 5 = 5; => 5: 1 = 5 подводим детей к выводу: 1 =. Умножение 10 и деление на 10 рассматривается с использованием знания нумерации и связи между действиями умножения и деления: 10 • 3 => 1д. • 3 = 3д. => 10 • 3 = 30. 3 • 10 =10 • 3. Случаи вида 30: 10 рассматриваются на основе зависимости между компонентами и результатом действия деления. Все перечисленные нами вопросы помогут нам при рассмотрении следующего вопроса, т.е. при изучении таблицы умножения. Рассматривая их, мы вели подготовку детей к изучению таблицы умножения.
|