Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б) Методика изучения таблицы умножения и деления
Изучение таблицы умножения и деления - очень важный этап изучения темы. В основных требованиях к знаниям учащихся в программе записано: " Учащиеся должны знать таблицу умножения и соответствующие случаи деления" (11). Изучение таблицы умножения и деления предлагает следующие моменты: - работа по составлению таблицы; - работа, обеспечивающая ее запоминание. Что значит составить таблицу? Это не просто записать случаи умножения и деления. При составлении этих таблиц главная задача учителя - научить детей осмысленно находить результат в каждой из них. Начинается работа по составлению первых таблиц умножения и деления еще на этапе подготовки. Так после раскрытия смысла действия умножения составляется первая таблица умножения числа 2. Здесь важно показать детям принцип получения результата действия. 2 · 2 2+2 2 · 3 2+2+2 2 · 4 2+2+2+2 2 · 5 2+2+2+2+2 2 · 6 2+2+2+2+2+2 2 · 7 2+2+2+2+2+2+2 2 · 8 2+2+2+2+2+2+2+2 2 · 9 2+2+2+2+2+2+2+2+2 После рассмотрения переместительного свойства умножения составляется таблица умножения на число 2. 3 · 2 7 · 2 4 · 2 8 · 2 5 · 2 9 · 2 6 · 2 Здесь важно показать детям, что если мы знаем соответствующий результат первой таблицы, то во второй вычислять и запоминать не надо. При изучении вопроса о нахождении неизвестного множителя мы уже отмечали, что учащимся показывается принцип составления взаимообратных примеров на умножение и деление: 8 · 3 24: 8 24: 3 На этой основе составляются две таблицы на деление с числом 2 (записать таблицы). Таким образом, уже на подготовительном этапе перед изучением таблицы умножения и деления мы познакомили детей с принципом составления каждой из 4-х таблиц и способами их пользования. Изучение таблицы умножения и деления мы начинаем с повторения таблицы умножения и деления с числом 2. Все 4 таблицы, составленные ранее, мы собираем вместе, вспоминаем принцип составления каждой из них, детально на конкретных примерах разбираем правила ими пользования, ориентируем детей наих запоминание. Затем переходим к изучению таблиц с другими числами: 3, 4, 5,..., 9. Для каждого из этих чисел мы вместе с детьми составляем на одном уроке все 4 таблицы, продолжаем формировать у детей умение работать с ними, ведем работу по их запоминанию. Работа по запоминанию таблицы умножения и деления должна начинаться на том же уроке, где она составлена. При этом предполагается, что заучиваться должна только первая из 4-х, а результат в остальных дети будут быстро и уверенно получать на основе результата первой таблицы и соответствующих правил и зависимостей. Например, если 3 · 4=12, то 4 · 3 = 12, т.к. от перестановки множителей произведение не меняется. 12: 3 = 4 и 12: 4 = 3, т.к. если произведение 12 разделим на первый множитель 3, то получим второй множитель 4, а если разделим на второй множитель 4, то получим первый множитель 3. Однако, как показывает практика и результаты проверок, дети достаточно часто успешно усваивают первую таблицу, а результаты остальных, особенно таблиц деления, находят с большим трудом. Такое положение выдвигает проблему поиска путей совершенствования методики работы по заучиванию табличных случаев умножения и деления. Целесообразно при работе с таблицей, ориентируя детей на обязательное заучивание первого столбика, учить их как, зная результат первого столбика, получить результаты остальных в данной строчке, и даже практиковать построчное заучивание. Следует обратить внимание на то, что учитель в процессе работы по заучиванию таблицы должен вести систематический контроль и учет того, как каждый ребенок продвигается в ее усвоении. Для этого практически на каждом уроке должна быть организована работа тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи. При этом учитель должен осуществлять необходимую практическую помощь детям, особенно на первых порах. Некоторые столбики таблицы, большие по количеству случаев для запоминания, трудно заучить в один прием. В этом случае надо заучивать его по частям, причем точно определить, сколько случаев выучить сегодня, сколько - завтра. Нужно давать и практические советы, как заучивать (прочитать, попробовать записать, забыл, - посчитай и запиши, закрой ответы, повтори и т.д.). Для проверки усвоения таблицы целесообразно использовать и различные формы проверки: фронтальный опрос, математический диктант, перфокарты, карточки с математическими заданиями, игры и др. По мере усвоения таблицы при проверке следует учитывать и уровень ее запоминания: - вначале дается время для вычислений; - затем даются упражнения с ограничением времени (проверяется автоматизм усвоения).
|