Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика ознакомления с долями величины
В начальном курсе математики знакомство с дробями носит пропедевтический характер. В соответствии с требованиями программы учителем стоит задача: - познакомить детей с получением вначале долей, а затем и дробей практическим путем; - ввести соответствующие обозначения и названия; - рассмотреть решения задач, связанных с этими понятиями. Знакомство с долями величины предусмотрено программой 2 (1-3) класса. Здесь учитель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый ребенок, выполняя практические действия с соответствующим дидактическим материалом, получил полные четкие представления о том, как образуются соответствующие доли. В качестве дидактического материала целесообразно использовать геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники. Организуя практическую деятельность детей, учитель должен подвести их к пониманию того, что для получения какой-то доли нужно данный объект разделить на соответствующее число равных частей. При этом учитель дает название соответствующей доли и вводит соответствующие обозначения. При этой работе обязательно надо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок понимал, как осуществляется процесс получения доли. Поэтому задания и вопросы должны быть разнообразными. Например, учитель демонстрирует квадрат и ведет разговор в таком плане: - Давайте разделим квадрат на две равные части. Как это можно сделать?
- Сколько таких частей содержится в целом? -2. - Давайте получим 1/4. Что для этого сделаем? (Разделим квадрат на 4 равные части и возьмем одну из них). Наряду с этим должны быть другие задания, когда уже разделили фигуры на сколько-то равных частей. Перед детьми ставим вопрос - узнать, какая это часть фигуры? Почему так считают? С этой целью наряду с раздаточным материалом для организации практических работ необходимо использовать и таблицы. С детьми необходимо рассмотреть и вопрос сравнения долей. Сравнивать можно только доли одной фигуры, причем полученные одним и тем же способом. Сравнение долей выполняется только экспериментально (без правил, обоснований): путем наложения, приложения. С долями величины связано и решение задач двух видов: - задачи на нахождение доли от величины; - задачи на нахождение числа по величине доли. При рассмотрении задач этих видов мы опираемся на знания детей о долях (они должны уметь получить практически любую долю). Задача. От ленты длиной 8 м отрезали 1/4. Какой длины ленту отрезали? - Сколько отрезали? (1/4). - Что для этого надо сделать? - Отделите 1/4 и отрежьте. - Сколько получили? - Представьте ситуацию, что ленты нет, а надо узнать. Что мы должны сделать? Подводим учащихся к тому, что длина также разделилась на 4, следовательно, надо выполнить действие деления. - На сколько надо разделить? (На 4 равные части). 8: 4 = 2 (м). При решении задач второго вида на нахождение числа по величине дроби, мы также опираемся на представления и знания детей о получении долей. Пример. От ленты отрезали 2 м, что составляет 1 длины всей ленты. Какова длина всей ленты? Изображаем, что нам известно. 1/3 ! ---------! 2 м Уточняем, что нужно узнать (длину всей ленты). Выясняем, сколько третьих долей содержится в целой ленте (три). Дополняем рисунок: 1/3 ! ---------! ----------! -----------! 2 м Отсюда явно видно, что для определения длины всей ленты надо 2 м умножить на 3: 2 • 3 = 6 (м).
|