Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация форм обучения математике
В учебном процессе важную роль играют формы организации или виды обучения, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса. Формы обучения – виды учебных занятий, способы организации учебной деятельности школьников, учителя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями навыками, на воспитание и развитие их в процессе обучения. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии и др.) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют преодолению отставания отдельных учащихся и ускоренному продвижению других. Функции форм обучения многообразны: обучающее-образовательная, воспитательная, организационная, психологическая, развивающая, интегрирующая, дифференцирующая, систематизирующая, структурирующая, комплексирующая, координирующая, стимулирующая. Формы обучения неотделимы от форм контроля, к которым относятся: контрольная работа, зачет, защита реферата, экзамены, собеседование, защита темы и др.
2. Урок – основная форма обучения Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок. Урок – логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя и учащихся. Урок – это занятие с классом учеников, продолжительностью 40-45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание – Госстандарт и школьные программы. Урок состоит из компонентов: - цель; - содержание; - средства и методы; - организация учебной деятельности. Главную роль среди основных характеристик урока играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и, прежде всего, содержание урока. Определить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, методические пособия, дидактические материалы, методические рекомендации и др. Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приемов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приему обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учащимися и учащихся между собой. Учитель управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя при этом различные формы организации деятельности учащихся: общие (работа со всем классом), групповые (звено, группа и др.), индивидуальные. Формы организации учебной деятельности выступают на уроке в различных сочетаниях и последовательностях. Огромная роль здесь принадлежит коллективным формам работы, которые позволяют уплотнять время урока, создают ситуации взаимообучения учащихся и существенно влияют на развитие личности школьника. Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы приходим к понятию структура урока. Число компонентов общей структуры урока, основная дидактическая цель которого — ознакомление учащихся с новым материалом, всегда неизменно — их три: 1. Актуализация прежних знаний и способов действий. 2. Формирование новых знаний и способов действий. 3. Применение полученных знаний на практике. Используя понятие структура урока математики, важно выделить из множества возможных основные этапы урока: 1. Постановка цели урока перед учащимися. 2. Ознакомление с новым материалом. 3. Закрепление нового материала: а) на уровне воспроизведения информации и способов деятельности; б) на уровне творческого применения и добывания знаний. 4. Проверка знаний, умений и навыков. 5. Систематизация и обобщение изученного материала. Отдельный урок — это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьного курса. Но, с другой стороны, урок в даже каждый его этап, — это нечто целое, законченное.
|