Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ учебно-методического комплекса по математике с целью выявления возможности формирования знаний у младших школьников в процессе решения текстовых задач
Рассмотрим учебно-методический комплекс по математике в системе развивающего обучения Л.В.Занкова, с точки зрения системы текстовых задач и возможности их использования в формировании знаний у младших школьников.
Прежде чем перейти к рассмотрению методики формирования понятий в процессе решения задач в начальных классах (дидактической системе Л.В.Занкова), рассмотрим цели, принципы обучения, требования к подготовке учащихся по решению текстовых задач в системе развивающего обучения, и сравним их с традиционной программой обучения.
Таблица 3 Принципы обучения
| Традиционная программа
| Программа развивающего обучения Л.В.Занкова
| 1. Цель обучения
| Получение знаний, умений и навыков.
| Общее развитие учащихся.
| 2. Принципы обучения
| Принцип наглядности.
Принцип научности.
Принцип сознательности.
Принцип систематичности.
Принцип прочности.
Принцип последовательности.
Принцип связи теории с жизнью, практикой.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип социальной направленности обучения.
Принцип единства образовательных, развивающих функций обучения.
Принцип воспитания в процессе обучения.
| К общедидактическим принципам из традиционной системы обучения добавляются еще следующие принципы:
Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Принцип изучения материала более быстрым темпом.
Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения.
Осознание учащимися всех звеньев процесса учения.
Работа над развитием всех учащихся.
|
Рассмотрев цель и принципы обучения по традиционной программе и по программе развивающего обучения Л.В.Занкова, можно сказать, что уже в самой формулировке цели и принципов обучения указывается на развитие учащихся, а значит и на их активность в учебной деятельности. Развивающее обучение, как можно было заметить по таблице сравнения, базируется, в основном, на принципах второй группы: обучение на более высоком уровне трудности, в более быстром темпе (естественно, в разумной мере; ведущая роль теоретических знаний; осознание учащимися процесса учения; забота о развитии всех учащихся.
Новые принципы обучения вносят значительные изменения в построении процесса обучения математике.
Сравним требования к подготовке учащихся при решении текстовых задач по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и по традиционной системе обучения (Таблица 4).
Таблица 4 Требования к подготовке учащихся по решению текстовых задач
Традиционная система обучения
| Система развивающего обучения Л.В.Занкова
| Уметь:
решать текстовые задачи в одно действие, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений «меньше на», «больше на», «меньше в», «больше в»;
решать задачи на нахождение неизвестного компонента;
решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия;
точно и четко объяснять, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что следует из условия задачи, с помощью каких арифметических действий и в какой последовательности может быть найден ответ на вопрос задачи;
обосновать выбор каждого действия и пояснить полученные результаты;
составить по задаче выражение его, дать (устно) понять ответ на вопрос задачи и проверить правильность ее решения.
| Иметь представление:
об отличительных признаках текстовой арифметической задачи;
о различных способах оформления краткой записи задачи;
о различных способах оформления решения задачи;
о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
об алгебраическом способе решения задачи;
о возможности классификации задач по заложенным в них математическим отношениям;
о существовании задач, имеющих не одно решение.
Знать:
составляющие элементы: условие, вопрос, данные, искомое;
смысл условных обозначений, используемы в краткой записи задачи.
Уметь:
определить, является ли текст задачей;
выделить составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
дополнить текст недостающими элементами, превратив его в задачу;
установить идентичность задач, данных в разной формулировке;
заменить сложную формулировку более простой;
проанализировать текст задачи, начиная с вопроса, установить количество и порядок действий, необходимых для ее решения, а также обосновать выбор действий;
записать решение задачи по действиям с вопросами или пояснениями, а также сложным выражением(сложность задач 2-4 действия).
| Уметь:
решать текстовые задачи в 1 действие, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений «меньше на», «больше на», «меньше в», «больше в»;
решать задачи на нахождение неизвестного компонента;
решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия;
точно и четко объяснять, что известно в решаемой задаче и что неизвестно, что следует из условия задачи, с помощью каких арифметических действий и в какой последовательности может быть найден ответ на вопрос задачи;
обосновать выбор каждого действия и пояснить полученные результаты;
составить по задаче выражение его, дать (устно) понять ответ на вопрос задачи и проверить правильность ее решения.
| Иметь представление:
об отличительных признаках текстовой арифметической задачи;
о различных способах оформления краткой записи задачи;
о различных способах оформления решения задачи;
о рациональных и нерациональных способах решения задачи;
об алгебраическом способе решения задачи;
о возможности классификации задач по заложенным в них математическим отношениям;
о существовании задач, имеющих не одно решение.
Знать:
составляющие элементы: условие, вопрос, данные, искомое;
смысл условных обозначений, используемы в краткой записи задачи.
Уметь:
определить, является ли текст задачей;
выделить составляющие задачу элементы независимо от сложности ее построения;
дополнить текст недостающими элементами, превратив его в задачу;
установить идентичность задач, данных в разной формулировке;
заменить сложную формулировку более простой;
проанализировать текст задачи, начиная с вопроса, установить количество и порядок действий, необходимых для ее решения, а также обосновать выбор действий;
записать решение задачи по действиям с вопросами или пояснениями, а также сложным выражением(сложность задач 2-4 действия).
|
|