Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация деятельностного подхода при изучении курса математики






Сегодня по комплекту математики «Школа 2100» работает значительное число школ. Важной особенностью курса является реализация в нем новых педагогических идей и технологий. Их адаптация в учебном процессе выводит эффективность работы по учебнику на качественно новый уровень. Однако не всегда это в должной мере учитывается в практической работе. Во всем списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие элементы этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Основные этапы деятельностного метода:

1.Организационный метод.

Учитель настраивает детей на работу, проговаривает с ними план урока (“ потренируемся в решении примеров ”, “ познакомимся с новым вычислительным примером “, “ напишем самостоятельную работу “, “ повторим решение задач” и т.д).

2. Постановка учебной задачи. Знания, необходимые для работы над новым материалом, актуализируются. Одновременно идет эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация и формируется ориентировочная основа действий, четко проговаривается цель урока. 3. “ Открытие ” детьми нового знания. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя: он организует коллективный диалог, который подводит детей к “ открытию” нового способа действия.

Новые алгоритмы действия дети пытаются выразить своими словами. В завершение учитель подводит итог обсуждения м дает общепринятую формулировку установленных правил.

4. Первичное закрепление.

В процессе первичного закрепления дети проговаривают новые правила в громкой речи.

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

В процессе выполнения самостоятельной работы новые способы действия переходят во внутренний план. При проверке работы каждый ученик проверяет сам себя. Здесь необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

6. Решение задач на повторение.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – сказочные персонажи, соревнования. Это создает положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам математики.

7. Итог урока.

Подведение итогов урока помогает ребенку глубже осознать свое продвижение вперед, осмыслить свои достижения и проблемы.

 

3. Творческая самореализация учителя в Образовательной системе «Школа 2100»

Особенностью деятельности учителя является тот факт, что он участвует в творческом акте – сотворении нового человека, следовательно, творчество есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Важнейшей задачей школы, по мнению А.А.Леонтьева, является создание у учащихся установки на творчество, на свободный, но ответственный и обоснованный выбор или создание новых возможностей. Творчество учителя, работающего в рамках Образовательной системы «Школа 2100» - это прежде всего вера в потенциальные силы и возможности ребенка, умение видеть свою социальную роль в успехах своих питомцев, их нравственном становлении. «Школа 2100» предполагает активную творческую работу (как учителя, так и его учеников), предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов в коллективе школы. При такой организации учебного процесса преподавание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, который направлен на развитие творческой деятельности.

Идея самореализации личности (Е.Н.Маштакова) воплощается в следующих направлениях:

развитие личности школьника

профессиональное совершенствование учителя

развитие школы.

Подчеркнем, что движущей силой данной идеи выступает педагог и его творческая самореализация. Основным и наиболее важным условием творческой самореализации педагога, с нашей точки зрения, является его профессиональная компетентность. В структуре профессионализма учителя выделяют:

социально-психологическую компетентность- знания об обществе, политике, экономике, стилях общения и т.д.

коммуникативную компетентность – знания о способах ориентации в различных ситуациях и свободное владение средствами общения

перцептивную компетентность- степень соответствия сформировавшихся картины мира, стереотипов, образов научной картины мира

компетентность в области взаимодействия – она сводится к знаниям о природе социальных явлений.

Основными путями повышения уровня творческой самореализации педагога являются:

- формирование устойчивых профессиональных интересов

- создание системы профессионально-личностного самообразования педагогов

- формирование у учителя категориального строя педагогического мышления

- формирование устойчивой потребности в интеграции и гармонизации себя

- обучение учителя рефлексии собственной деятельности.

 

Чем занимался авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100» последние несколько лет:

- комплект учебников изначально создавался в расчете на четырехлетнюю начальную школу

- «Школа 2100» первой заявила о создании комплекта учебников и пособий для дошкольников, начальной и основной школы, на деле реализующих идею непрерывности и преемственности образования. В нынешнем эксперименте участвуют только комплекты учебников

- «Школа 2100»первой реализовала идею развивающего образования для массовой школы

- идея формирования информационной грамотности была сформулирована и на практике реализована в авторском коллективе «Школы 2100»

- в настоящее время в школах – методических центрах активно отрабатываются нетрадиционные формы организации обучения, в том числе работа малыми группами.

Образовательная система «Школа 2100» активно развивается по следующим направлениям.

Теоретические и методические исследования, развивающие и углубляющие основные положения Образовательной программы «Школа 2100». Результаты этих исследований ежегодно публикуются в очередных выпусках сборника «Школа 2100».

Дальнейшая реализация идеи непрерывности и преемственности образования. В настоящее время авторский коллектив работает над созданием учебников по русскому языку для 8-9-х классов, по литературе для 9-10-х классов, по истории для 7-8-х классов, по риторике для 10-11-х классов, по географии для 7-8-х классов, по биологии для 7-го класса, по информатике для 6-7-х классов.

Авторский коллектив разрабатывает идею интеграции обучения, которая ранее была реализована в курсе окружающего мира. На конференции авторы представили первое пособие из новой серии «Летних тетрадей» - «Летняя тетрадь будущего второклассника», где с помощью увлекательной системы интегрированных заданий ребенок может летом повторить основные знания, закрепит умения по всем предметам курса 1-го класса и успешно начать обучение во 2-и классе.

Продолжается создание системы диагностики и мониторинга. К началу следующего учебного года выходит электронное приложение к учебникам «Русский язык» для 2-4-х классов авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, начата работа по созданию «электронного паспорта» ученика.

В 15 регионах Российской Федерации созданы представительства МОО «Школа 2100» - региональные отделения. Продолжается работа по созданию новых региональных отделений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал