Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Толкование Конституции
В РФ существует институт толкования, легально его исполнение возложено на Конституционный суд РФ. Кроме того, в Конституции четко определены лица, по чьей инициативе КС РФ может осуществлять толкование Конституции: · Президент РФ; · Правительство РФ; · Государственная дума; · Совет федерации; · Законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Осуществляя толкование конституционных норм, суд не создает новые нормы права, а лишь разъясняет смысл уже существующих, для чего пользуется различными способами толкования: логический, системный, грамматический, конкретно-исторический и пр. За время своего существования КС осуществил толкования множества норм Конституции, но иногда он в этом и отказывал, ссылаясь на то, что в отношении данной статьи должен быть принят ФКЗ или ФЗ. · Понятие и виды основ конституционного строя РФ Ранее говорилось о государственном и общественном строе, в настоящее время речь идет уже о Конституционном строе, который представляет собой систему, включающую в себя следующие элементы: · Общественный строй; · Государственный строй; · Личные права, устанавливаемые Конституцией. Конституционный строй в настоящее время - совокупность конституционных отношений, урегулированных нормами и принципами конституции с целью защиты и гарантированности прав и свобод, а также установление гармоничного отношения между человеком обществом и государством. Таким образом, конституционный строй государства не всегда основан на наличии или отсутствии конституции. Конституционный строй может сложиться самостоятельно вне наличия писаной конституции государства, поэтому главное для конституционного строя государства – это наличие таких отношений в государстве, когда уважаются, защищаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина на основе права и закона. Основы Конституционного строя являются более узким понятием, по отношению к конституционному строю, и представляют собой не весь конституционный строй, а его начала, принципы, идеи, на которых он базируется. Особенностями Основ конституционного строя является то, что они не могут быть изменены, иначе как путем принятия новой Конституции. К основам конституционного строя РФ относятся: · Незыблемость прав и свобод человека и гражданина; · Федеративное устройство государства; · Социальное устройство; · Правовой характер государства; · Демократический режим; · Республиканская форма правления; · Светский характер; · Суверенитет; · Единое экономическое пространство. Основные черты основ конституционного строя: · Фундаментальность основ конституционного строя – основы конституционного строя не могут быть пересмотрены или подвергнуты ревизии · Нормативность основ конституционного строя – все общественные политические институты, правовые нормы, законы принимаемые государством должны соответствовать основам конституционного строя · Юридическое (правовое) верховенство основ конституционного строя – оно заключается в том, что принципы и нормы основ конституционного строя, которые их закрепляют, обладают верховенством по отношению ко всем другим институтам государства. · Системность основ конституционного строя – основы конституционного строя представляют собой единую систему, в которой все принципы основ конституционного строя нельзя рассматривать отдельно друг от друга. В этой системе один принцип вытекает из другого и в целом эти принципы дополняют друг друга. · Стабильность (устойчивость) основ конституционного строя – основы конституционного строя государства закрепляются в конституции и им предаётся такая юридическая сила, изменения которых может повлечь за собой либо пересмотр всей конституции либо её отмену. Таким образом, основам конституционного строя в государстве придаётся особая юридическая защита.
· Российское государство и его конституционные характеристики Более подробно о каждом элементе конституционного строя: · Незыблемость прав и свобод человека и гражданина РФ из государства-самоцели, где каждый человек обязан был служить своему государству, превратилась в государство, которое обеспечивает достойный уровень жизни человека. Правам и свободам человека посвящено около 1/3 всего состава Конституции РФ (около 49 статей). Обязанности же, наоборот, представлены гораздо меньшим числом, чем в предыдущих Основных законах. Глава 2 Конституции РФ посвящена правам и свободам, расположена она на 2 месте, сразу после Главы 1 «Основы конституционного строя». Более того, положения главы 2 не могут изменены иначе как через принятие новой Конституции. · Федеративное устройство государства РФ, являясь единым государством, состоит из 83 субъектов федерации, обладающих определенными признаками государств (потому их иногда называет государствоподобными образованиями). Субъекты федерации обладают полнотой власти на собственной территории, имеют свои органы государственной власти, а также представительство в верхней палате парламента. · Социальное устройство государства РФ обеспечивает достойный уровень жизни всех граждан государства, создавая следующие механизмы: · Устанавливается МРОТ; · Производится пенсионное обеспечение; · В государстве работают различные социальные службы; · Устанавливаются различные формы поддержки для инвалидов, матерей и отцов-одиночек, пенсионеров. · Правовой характер государства РФ действует на основе принципа законности, Конституция РФ, ФКЗ и ФЗ действуют на всей территории государства и ни один иной нормативно-правовой акт не может им противоречить. · Демократический режим Демократический режим подразумевает такие положения как разделение властей, создание местного самоуправления, а также идеологические и политическое многообразие. · Республиканская форма правления Республиканская форма правления подразумевает выборность высших органов государственной власти, в том числе и главы государства, а также отсутствие монархизма во всех его проявлениях. · Светский характер Светский характер государства означает отделение государства от церкви, что в свою очередь заключается в следующих положениях: · В государстве отсутствует обязательная религия, люди сами выбирают в какую религию им верить и верить ли вообще; · Все конфессии равны; · В государстве запрещена дискриминация по конфессиональному признаку; · Образование отделено от религии; · Религиозные образования не вмешиваются в деятельность государства и наоборот. · Суверенитет РФ является суверенным государством, то есть никто не может воздействовать на государство в его внешней или внутренней политике. Носителем суверенитета является народ государства, который передает полномочия представительства государству. · Единое экономическое пространство Несмотря на федеративное устройство, в экономическом плане РФ является единым государством, а потому между субъектами федерации не могут устанавливаться никакие таможенные границы, также запрещается воспрепятствование свободному передвижению товаров и на всей территории государства действует единая волюта – рубль.
· Государственный суверенитет РФ и ее субъектов по Конституции РФ и в решениях Конституционного Суда РФ Государственный суверенитет – признак государства, характеризующий его как независимое в решении внутренних вопросов и участии в международных отношениях. Характеристика государственного суверенитета: · Верховенство государственной власти на всей территории государства – означает, что на территории государства не существует никакой иной политической власти, которая стояла бы над государственной; · Независимость государства в международных отношениях – означает, что РФ выступает в международных отношениях как равный суверенный субъект и никакое иное государства не может распространять свое влияние на РФ; · Суверенитет не является неограниченным – суверенитет РФ ограничивается правом, а также участием РФ в межгосударственных объединениях (прежде всего в ООН и СНГ). По отношению к участию в межгосударственных объединениях и соглашениях – важным условием является то, что такое участие не должно ограничивать права и свободы граждан РФ, а также не может противоречить основам конституционного строя; · Государственный суверенитет един – означает, что суверенитет распространяется на всю территорию РФ, то есть субъекты РФ не обладают собственным суверенитетом; · Государственный суверенитет находит свое отражение в верховенстве ФЗ на всей территории РФ; · Международно-правовым аспектом суверенитета является нерушимость и неприкосновенность государственной территории РФ; · Государственная целостность – означает, что суверенитет распространяется на всю территорию и как следствие никакой субъект федерации не может отделиться от состава государства. Субъекты федерации не являются носителями суверенитета. Заключается это в нескольких положениях: · Государственная целостность – ни один субъект федерации не обладает правом сецессии; · Единый суверенитет – суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; · ФЗ и иные федеральные акты распространяются на всю территорию государства; · Носителем суверенитета и источником власти в РФ является ее единый многонациональный народ, а не некоторые народности; · Субъекты федерации не обладают правом участия в международных отношениях; · Субъекты федерации обладают полнотой власти на собственной территории в той степени, в которой она не ограничена полномочиями федерации.
· Экономические основы конституционного строя РФ В Конституции РФ нет термина " рыночная экономика", но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Государство теперь не вправе устанавливать плановые задания, диктовать цены, сохранять монополию внешней торговли, заведовать сбытом и снабжением, руководить сельским хозяйством и т.д. Экономическая роль государства обрисована в Конституции России весьма лаконично и, в сущности, только косвенно. Но в большинстве конституций мира нет даже такого объема экономических обязанностей государства, чем подчеркиваются самостоятельность экономики и ее саморегуляция. Впрочем, те основы конституционного строя, которые сформулированы в ст.8, не свидетельствуют о полном отстранении государства от управления экономикой и установлении стопроцентно либеральной экономики. Они не исключают мощного государственного сектора в экономике и немалых возможностей для административного вмешательства в экономическую жизнь. Тем самым открывается широкий спектр экономической политики, которая может существенно различаться при разных правительствах. Если учесть, что современная российская экономика по существу складывается как смешанная, т.е. государственно-частная, то можно считать, что эта модель имеет достаточную конституционную основу. Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, состоят в следующем: · Единство экономического пространства; · Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; · Поддержка конкуренции; · Свобода экономической деятельности; · Многообразие и равная защита государством всех форм собственности. Подробнее: · Единство экономического пространства Единство экономического пространства не относится к числу ясных правовых понятий, очевидно только, что оно выражает стремление видеть территорию России как своеобразный общий рынок с едиными правилами. В п. " ж" ст. 71 Конституция выражает эту мысль достаточно определенно, когда говорит о том, что в ведении РФ находится " установление правовых основ единого рынка", другие пункты этой статьи говорят о праве Федерации регулировать финансы, валюту, кредиты, таможню, основы Ценовой политики и др. Но конкретное содержание этого понятия будет зависеть от развития законодательства Федерации и ее субъектов. Положение ч.1 ст.8 Конституции сформулировано таким образом, что его можно понимать и как согласие на международную экономическую интеграцию, хотя в этом случае свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств потребует специальных актов - как внутренних, так и международно-правовых. · Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств Близким по содержанию является положение ч. 1 ст. 74 о " свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств", означающее, что их движение не должно наталкиваться на таможенные барьеры, ограничиваться введением каких-либо пропусков или разрешений на ввоз и вызов, других препятствий. По существу, речь идет о свободной торговле и банковской деятельности, без чего немыслима экономическая интеграция. · Поддержка конкуренции Поддержка государством конкуренции - лучший способ содействия рыночной экономике. Конкуренция - самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. Она тем эффективнее, чем меньше этого вмешательства и разного рода монополизма, особенно государственного. Конкуренция помогает выявить весь потенциал человеческой энергии и инициативы, на первый взгляд кажется, что она оттесняет государство от экономики, но на самом деле - требует от него поддержки и внимания, ибо ей постоянно угрожает монополизация. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста. Конкуренция, следовательно, есть самый надежный механизм рыночной экономики, увязывающий производство и человека в единую систему саморазвивающейся экономики. Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечиваются улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а, следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. · Свобода экономической деятельности Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип рыночной экономики. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. В то же время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений. · Многообразие и равная защита государством всех форм собственности Многообразие и равная защита всех форм собственности заключается в установлении в государстве, помимо государственной собственности, собственности также и других публичных образований и частных лиц. · Принципы социального и правового государства по Конституции РФ
|