Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теоретические сведения. Прокаткой называется процесс пластической деформации металла, в результате которого заготовка обжимается вращающимися валками прокатного стана
Прокаткой называется процесс пластической деформации металла, в результате которого заготовка обжимается вращающимися валками прокатного стана. При этом происходит уменьшение площади поперечного сечения и одновременное увеличение длины, а при прокатке на профилированных валках обжимаемый металл приобретает требуемую форму. Существует три основных способа прокатки: 1. Продольная прокатка (рис. 3.1, а), при которой направление движения заготовки совпадает с направлением вращения валков; производится либо на гладких валках (в этом случае продукцией проката являются листы, лента), либо на профилированных (калиброванных) – продукцией в этом случае является сортовой прокат (круг, квадрат, уголки, рельсы, балки и т.д.). Продольная прокатка является самым распространенным способом прокатки – с его помощью производится около 90% всей продукции прокатных цехов. 2. При поперечной прокатке валки вращаются в одну сторону (рис. 3.1, б), при этом заготовка получает не поступательное движение, как при продольной прокатке, а вращательное. Обжатие заготовки по диаметру и придание ей требуемой формы обеспечивается соответствующей профилировкой валков и изменением расстояния между ними. Данным способом прокатки изготавливают цилиндрические шестерни с накатанным зубом. 3. Поперечно-винтовая (косая) прокатка выполняется в валках, оси которых располагаются под некоторым углом друг к другу (рис. 3.1, в). При вращении валков в этом случае создаются силы, придающие прокатываемой заготовке совокупность вращательного (как при поперечной прокатке) и поступательного (как при продольной прокатке) движений. Метод поперечно-винтовой прокатки лежит в основе производства цельнокатаных труб, шаров, периодического проката.
Рис. 3.1. Основные виды прокатки: а – продольная; б – поперечная; в – поперечно-винтовая Сортаментом прокатной продукции называют перечень выпускаемого проката с указанием профилей и размеров поперечного сечения, а также длины, стандартизованных в соответствующих ГОСТах. Сортамент проката делится на следующие группы (рис. 3.2): 1. Сортовой прокат, получаемый на профилированных валках: · сортовой прокат простого профиля (круг, квадрат, шестигранник, сляб и т.п.) используется как исходный материал для получения фасонного проката, а также в качестве заготовки для кузнечно-штамповочного производства и механической обработки; · фасонный сортовой прокат подразделяется на профили общего назначения (уголки, швеллер, двутавр, рельсы и т.д.), используемые в строительстве и в различных отраслях машиностроения, и профили специального назначения (подкладки железнодорожных рельсов, шпунты, сталь для лемеха плуга, автообод автомобильных колес и т.д.), предназначенные для сельхозмашиностроения, гидростроительства, железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности.
Рис. 3.2. Сортамент продукции, получаемой различными видами прокатки: а – сортовой прокат простого профиля; б – фасонного; в – специальные виды 2. Листовой прокат, получаемый на гладких валках: · толстолистовой прокат прокатывают из слитков в виде листов толщиной 4–60 мм, шириной 600–5000 мм; · тонколистовой прокат имеет толщину 0, 20–3, 75 мм при ширине 200–2200 мм, выпускается обычно в виде рулонов. 3. Трубы цельнокатаные с наружным диаметром 4. Специальные виды проката – оси вагонов, втулки велосипедные, зубчатые колеса, бандажи железнодорожных колес, шары для подшипников качения и т.д. 5. Периодический прокат применяется в качестве фасонной заготовки в кузнечно-штамповочном производстве или для чистовой механической обработки. Он представляет собой прокат, поперечное сечение которого периодически меняется по длине. 6. В особую группу можно выделить гнутые профили, которые получаются путем последовательного профилирования плоской листовой заготовки в холодном состоянии. Форма гнутых профилей может быть относительно простой (профиль открытого типа) и весьма сложной (профили полузакрытого и закрытого типа). Гнутые профили характеризуются меньшим весом и более высокими механическими свойствами и широко используются в автомобильной и авиационной промышленности, машиностроении и строительных конструкциях. Формоизменение металла при обработке давлением рассмотрим на примере продольной прокатки на гладких валках. При прокатке узкой полосы в этом случае будут иметь место высотная, продольная и поперечная деформации. Поскольку объем металла при обработке давлением практически не изменяется (), можно записать: , (3.1) где – размеры (высота, ширина, длина) прямоугольного параллелепипеда до прокатки; – размеры (высота, ширина, длина) полосы после прокатки. В практике используют несколько способов оценки степени деформации. Абсолютная деформация характеризует изменение размеров полосы (мм) в результате прокатки и определяется разностью размеров до и после деформации: · абсолютное обжатие ; (3.2) · абсолютное удлинение ; (3.3) · абсолютное уширение . (3.4) Относительная деформация более полно характеризует процесс формоизменения и представляет собой отношение абсолютной деформации по оси к начальным размерам тела по этой же оси (в долях единицы или в процентах): · относительное обжатие ; (3.5) · относительное удлинение ; (3.6) · относительное уширение . (3.7) Практическое применение при измерении степени деформации имеют только относительное обжатие и относительное уширение. Из закона постоянства объема (формула (3.1)) легко вывести коэффициенты деформации, наиболее характеризующие изменение размеров тела по различным осям: или , (3.8) где – коэффициент высотной деформации; – коэффициент продольной деформации; – коэффициент поперечной деформации. Процесс прокатки осуществляется за счет сил трения, возникающих между вращающимися валками и прокатываемой полосой (рис. 3.3). При этом можно выделить следующие понятия: угол захвата – угол, образованный радиусом, проведенным в точку касания полосы с валком и линией, соединяющей центры валков. Дуга АВ – часть окружности валков, отвечающая углу захвата ; при небольших углах захвата длина дуги АВ принимается равной ее горизонтальной проекции. Она характеризует длину зоны деформации (мм).
Рис. 3.3. Схема обжатия заготовки при продольной прокатке: а – изменение толщины заготовки; б – изменение ширины заготовки Зона деформации АБВГ – часть металла, соответствующая дуге захвата и подвергающаяся в данный момент деформации; зону деформации удобнее характеризовать площадью горизонтальной проекции контактной поверхности заготовки (мм2). Значения рассмотренных параметров могут быть определены по формулам , град; (3.9) , мм; (3.10) , мм. (3.11)
|