Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудит расчетов по налогам и сборам
Нормативно-правовая база проверки исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС): · Налоговый кодекс РФ; · Форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения (приказ Минфина РФ от 07.11.2006 г. № 136н); · О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами (письмо Минфина РФ № 96 от 12.11.1996 г.); · Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ №914 от 02.12.2000 г.); · Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ от 30.04. 2009 г. №372); · Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 884 от 22.11.2000 г.); · Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 998 от 21.12.2000г.); · О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей (Постановление Правительства РФ № 1033 от 30.12.2000 г.); · Перечень медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 г.); · Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 240 от 28.03.2001 г.); · Перечень предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация которых освобождается от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 251 от 31.03.2001 г.); · Перечень похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 567 от 31.07.2001 г.); · Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 19 от 17.01.2002г.); · Перечень материалов для изготовления медицинских иммуно-биологичеких препаратов для диагностики, профилактики и/или лечения инфекционных заболеваний, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 283 от 29.04.2002 г.); · Перечень видов периодических изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10% (Постановление Правительства РФ № 41 от 23.01.2003 г.); · О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) (приказ МНС РФ № БГ-3-03/461 от 27.12.2000 г.). Задачи проверки — установить: • полноту определения объектов налогообложения, обоснованность и своевременность определения налоговых баз; • своевременность и правильность исчисления НДС; • правильность применения налоговых вычетов; • соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок установленному порядку; • правильность отражения расчетов по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете; • правильность заполнения и своевременность представления налоговых деклараций, своевременность уплаты налога; • своевременность проведения инвентаризации (сверки) с налоговым органом по расчетам по НДС. Источники информации: • приказ по учетной политике; • контракты; • документы, подтверждающие факт отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг (на сторону или для собственных нужд); • анализ счетов: 19 «НДС по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». • обороты счетов 19, 68/субсчет «Расчеты по НДС»; • книга продаж; • счета-фактуры, полученные от продавцов; • журналы учета счетов-фактур; • книга покупок; • документы, подтверждающие факт уплаты НДС; • карточки счетов 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС». • налоговые декларации. Аудиторские процедуры, рекомендуемые к применению при проверке расчетов по НДС: - аналитические процедуры (например, анализ отношения начисленного НДС и объема реализации и пр.); - опрос, подтверждение (например, третьего лица о факте получения им товаров); - просмотр документов, сравнение документов, пересчет; Типичные ошибки и нарушения: • невключение в объект налогообложения выполнения работ, оказания услуг для собственных нужд; • невключение в объект налогообложения передачи товаров для собственных нужд; • невключение в объект налогообложения передачи вещей по договору займа; • освобождение от обложения НДС операций, не предусмотренных ст. 149 НК РФ; • невключение в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг; • неправильное формирование налоговой базы организацией — налоговым агентом. • вычет сумм налога, уплаченного за работы, услуги, по которым отсутствует документальное подтверждение их выполнения, оказания (акт выполненных работ, документ, подтверждающий факт оказания услуги); • вычет сумм налога, уплаченного за товары, работы, услуги, которые списаны на операции, не являющиеся объектами налогообложения, как то: » списание вследствие порчи, хищения, недостачи; » списание материальных ценностей, вложенных в уставный капитал другой организации; » списание материальных ценностей, вносимых в совместную деятельность; • вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым не осуществлена фактическая их оплата (например, в оплату товаров передан вексель полученный от заказчика в качестве аванса); • вычет сумм НДС по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты; • вычет сумм НДС, подтвержденных счетами-фактурами, заполненными с нарушением обязательных реквизитов (например, отсутствие адреса, ИНН покупателя, наименования, адреса грузоотправителя, грузополучателя и пр.); • несвоевременный вычет суммы НДС, уплаченного подрядчику за осуществленные им работы по строительству основного средства для организации. • неправильное ведение книги продаж и книги покупок (в книге продаж не отражается НДС, исчисленный с авансов полученных; в книге покупок не отражается НДС, предъявленный к вычету по зачтенным авансам, НДС, предъявленный к вычету в качестве налогового агента); • несоответствие итогов книги продаж и книги покупок данным бухгалтерского учета (итог книги продаж за налоговый период не соответствует кредитовому обороту счета 68, итог книги покупок не соответствует кредитовому обороту счета 19). • неотражение в учетной политике порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по облагаемым и не облагаемым НДС операциям; • осуществление раздельного учета расходов не в соответствии с принципами бухгалтерского учета (распределение прямых расходов между облагаемыми и необлагаемыми оборотами пропорционально оборотам, а не непосредственно; распределение между облагаемыми и необлагаемыми оборотами только прямых расходов с отнесением косвенных только на облагаемые или только на необлагаемые обороты; при экспорте распределение косвенных расходов между внутрироссийской и экспортной реализацией не в период отгрузки, а в период составления налоговой декларации по нулевой ставке и пр.). • заполнение налоговых деклараций не в соответствии с требованиями инструкции (запись не в той графе, незаполнение граф и пр.); • несоответствие данных; отраженных в декларациях, данным книг Продаж и покупок, данным бухгалтерского учета; • отражение в налоговой декларации данных, относящихся к другим налоговым периодам (например, обнаружив ошибку — неначисление НДС, бухгалтер включает обнаруженную сумму в декларацию текущего налогового периода, а следует составить уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором была допущена ошибка).
Нормативно-правовая база проверки исчисления и уплаты налога на прибыль: • Налоговый кодекс РФ; • О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2002 г.); • Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (Постановление Правительства РФ № 93 от 08.02.2002 г.); • Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (Постановление Правительства РФ № 92 от 08.02.2002г.); • Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов (Постановление Правительства РФ № 923 от 24.12.2002г.); • Форма декларации по налогу на прибыль организации и порядок ее заполнения (приказ Минфина РФ № 54н от 05.05.2008 г.); • Форма декларации по налогу на прибыль иностранной организации (приказ МНС РФ № БГ-3-23/1 от 05.01.2004 г.); • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (приказ Минфина РФ № 114н от 19.11.2002г.). В ходе проверки аудитор должен удостовериться в следующем (задачипроверки): • установление учетной политикой порядка ведения налогового учета; • полнота и правильность формирования доходов в соответствующих регистрах налогового учета; • полнота и правильность формирования расходов в соответствующих регистрах налогового учета; • экономическая оправданность и документальная подтвержденность расходов; • обоснованность оценки остатков незавершенного производства остатков готовой продукции; • правильность определения налоговой базы; • правильность расчета суммы убытка, переносимого на будущее; • правильность исчисления и своевременность уплаты налога и авансовых платежей; • правильность заполнения и своевременность предоставления на логовой декларации; • ведение бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, соответствие его установленным требованиям; • наличие инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом. Источники информации: • приказ об учетной политике; • регистры налогового учета; • первичные бухгалтерские документы; • карточки и ведомости аналитического учета по счетам 90/1, 91/1, 99; • обороты счета 09 «Отложенные налоговые активы»; • обороты счета 77 «Отложенные налоговые обязательства»; • обороты счета 99 «Прибыли и убытки», субсчета «Постоянное налоговое обязательство», «Условный расход по налогу на прибыль»; • обороты счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»; • ведомости аналитического учета активов и обязательств, по которым возникают постоянные и временные разницы; • налоговая декларация; • бухгалтерская отчетность. Аудиторские процедуры: - аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в налоговом учете доходов с данными предыдущих периодов, среднеотраслевыми данными и др.); - опрос, подтверждение, просмотр документов, сравнение документов; - инвентаризация (например, остатков незавершенного производства), - осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек), - наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции), - контрольные замеры (например, фактического расхода материалов), - лабораторный контроль (например, соответствие свойств материалов установленным нормам), - технологический контроль (например, осуществление контрольной операции). Характерные ошибки: • неполное отражение доходов в налоговом учете (например, неотражение в составе прочих доходов стоимости имущества (материалов и др.), полученного при ликвидации (демонтаже, разборке) основных средств; неотражение в составе прочих доходов кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек); • несвоевременное признание доходов в налоговом учете (например, признание доходов в виде процентов по долговым обязательствам в момент их получения, а не на конец месяца (п. 4 ст. 328 НК РФ); признание доходов в виде штрафных санкций по договору в момент их получения, а не в момент признания должником либо в момент вступления в силу решения суда). • включение в налоговые регистры расходов, предусмотренных ст. 270 НК РФ (не учитываемых при исчислении налога на прибыль); • не включение в налоговые регистры расходов, которые могут быть признаны для цели исчисления налога на прибыль. • неотражение в бухгалтерском учете постоянных и временных разниц, отложенных налоговых активов и обязательств.
Нормативно-правовая база проверки исчисления и уплаты налога на имущество: • Налоговый кодекс РФ; • Перечень имущества, < …> а также < …> объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. №504); • Форма налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Инструкция по ее заполнению (Приказ Минфина РФ от 20.02.2008 г. №27н). Задачи проверки — установить: • полноту и правильность определения налоговой базы; • обоснованность отнесения проверяемого экономического субъекта к организациям, имущество которых не облагается налогом; • правильность исчисления налога, своевременность уплаты и предоставления расчета в налоговый орган; • наличие инвентаризации (сверки) расчетов с налоговым органом по налогу на имущество. Источники информации: • оборотно-сальдовые ведомости счетов учета имущества организации; • документы, подтверждающие обоснованность исключения имущества из налоговой базы (договор строительного подряда, свидетельство на земельный участок и пр.); • расчет среднегодовой стоимости имущества; • учредительные документы; • удостоверения инвалидов; • договоры (контракты) на выполнение НИОКР; • расчеты среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество, карточка и анализ счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на имущество»; • акт инвентаризации имущества. Аудиторские процедуры: - опрос, осмотр (например, осмотр бомбоубежища на предмет возможного его использования в производственной деятельности), - просмотр документов, их сравнение, - пересчет. Характерные ошибки: • необоснованное исключение из налоговой базы основных средств и капитальных вложений (например, объекта гражданской обороны — бомбоубежища, используемого в производственных целях; мобилизационного резерва, на который отсутствуют документы, оформленные в установленном порядке; незавершенного капитального строительства после истечения срока, установленного договором подряда); • занижение налоговой базы (например, завышение амортизации, занижение стоимости незавершенного производства и пр.).
***************
|