Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. 6. Методика анализа произведений детской литературы






Анализ поэтического текста на занятиях с детьми дошкольного возраста и на уроках с младшими школьниками в школах для детей с нарушениями речи – деятельность чрезвычайно важная особенно потому, что малышам, как правило, не хватает гуманитарного воспитания. Необходимо воспользоваться способностями своего подопечного, способностями, которыми наделены все дети дошкольного и младшего школьного возраста. Но увидеть скрытый талант малыша можно лишь в том случае, если общий кругозор, структура мышления и эстетический вкус педагога не будут пребывать в латентном состоянии.

Чтение и анализ художественных произведений оказывается основным средством развития ребенка с нарушениями речи. Приближение принципов анализа к творческой деятельности связано с реализацией принципов проблемного обучения. Для ребенка с нарушениями речи чтение начинается с родительского голоса, который озвучивает книгу. Ребенка нужно научить проследить развитие сюжета в эпическом произведении. Учащиеся должны выделять смену чувств в лирическом стихотворении, развитие конфликта в драме. Литературоведческий анализ определяет содержание школьного разбора, становясь для детей основой научного мировоззрения. Учитель-логопед должен научить детей выделять общие свойства произведений одного жанра. Задача школьного анализа – не научное исследование, а практическое, читательское освоение текста художественного произведения. Первой целью школьного анализа в классах для детей является интерпретация произведения. Вторая цель школьного анализа – корректировка субъективных представлений ребенка объективным смыслом произведения.

В процессе уроков литературы часто формулируются цели и решаются задачи, опосредованно связанные с художественной литературой: воспитательные, образовательные, задачи развития речи. Аналитический урок предполагает анализ литературного произведения на доступном детям уровне с целью более глубокого понимания текста. При работе с детьми используется только один вид анализа – «вслед за автором», т.е. тот вид, где соблюдается логика развития действия. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить на него, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью учителя особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке – замечательные свойства детей. И мы обязаны помочь детям развить эти способности.

Для развития восприятия ребенка можно подготовить серию занятий. Основные задачи каждого занятия:

- привить детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

- дать возможность наслаждаться звуком, словом;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;

- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Литературный герой на разных занятиях приходит из сказки. Это может быть Аслан. Этот литературный персонаж станет связующим звеном на всех занятиях.

Колокольчик. Звук колокола (колокольчика) всегда будет играть значительную роль в занятиях: он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. Звоном колокольчика в начале и в конце занятия мы будем собирать детей в круг.

Круг – это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников. Не разрывая круга, можно его расширять, сужать, двигаться влево и вправо. В кругу поются приветственная и прощальная песенки.

Песенки – это зачин и концовка занятия. Слова будут следующими:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Мы рады, мы рады вам!

Мы рады, мы рады вам!

Очень рады мы ……,

Очень рады мы ……!

Назвать нужно каждого, сопровождая имя улыбкой.

Не расходясь из круга, расцепив руки, будем работать с пальчиками.

Мелкая моторика на занятиях – важное звено. Сначала поднимаем два пальчика – как ушки у зайчика. Потом опускаем их вниз – получаются ножки. Пальчиками-ножками будем ходить по разным сказкам. Прогулки по сказкам – это еще и просмотр книжных иллюстраций: остановка, пальчики топчутся на месте, а глазки рассматривают картинки, замечают нарисованных на них людей и животных, улавливают цвет и сюжет. Затем пальчики показывают в книжке все, что видят глазки. В течение занятия будем работать с пальчиками несколько раз.

Слушание на наших занятиях может сочетаться с другими видами деятельности. Сказки – это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.

Игры всегда органично включены в сценарий и помогают созданию образа. Они разные: с куклами, с загадками, сюрпризами, с беганьем и прыганьем.

Каждое занятие – это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова и образа. Поэтому нужно внимательно отнестись ко всем этапам подготовки к занятию.

1. Отбор книг. Поскольку одна из наших задач – привить детям интерес к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата. Иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2. Литературно-педагогический анализ. Задача педагога – помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию педагог анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогический задачи.

Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:

- какие слова и строки следует объяснить или повторить;

- где задать четко сформулированный вопрос;

- в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;

- как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Нужно помнить о том, что художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка.

3. Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники.

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра детям потребуется помощь педагога:

- сосредоточить внимание детей на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

- задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

- уделить особое внимание картинам природы;

- соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверя, пейзажа.

На каждом следующем занятии мы будем повторять предыдущее. Задача повтора – закрепить материал, дать возможность рассказать детям то, что им запомнилось, а педагогу проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Рисование. Первая часть занятия (30 минут) – литературно-игровая, вторая (равная по времени) – рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощаются в рисунке.

Рисование для детей – органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка – умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует – и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

Конкретная задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок становится иллюстратором предложенного ему литературного материала. И это непростая задача для ребенка.

Отсюда вытекает следующая педагогическая задача: организовать, удержать внимание ребенка.

Основная форма работы во второй части занятия – рисование. Кроме того, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. В качестве объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия дети произносят закличку:

“Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сказку рисовать! ”.

Тем самым они настраиваются на что-то необычное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение.

Метод, которым мы будем пользоваться, – это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное – вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятия с чувством удовлетворения от сделанной работы.

В процессе занятий будет вырабатываться ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

После того, как рисунок закончен, устраивается выставка, на которой рассматриваются все работы.

Таким образом, знакомясь с литературой, проиллюстрированной лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге – это зачастую первые произведения изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию, побуждают к творчеству.

Для реализации развивающего потенциала художественной литературы – чтобы книга сама “работала” на развитие ребенка – нужно использовать совокупность художественных текстов, определенным образом подобранных с учетом их структуры (художественной формы) и содержательно – смысловой наполненности. Эта совокупность художественных текстов не должна иметь характер обязательной систематической учебной программы (которая надо “пройти” от начала до конца в определенной последовательности), но может быть представлена только в виде рекомендательного круга чтения, с одной стороны, могущего реализовать намеченные развивающие функции, с другой – удовлетворяющего потребности и интересы данной возрастной и конкретной группы детей. В то же время художественные тексты по степени сложности не просто должны быть “подстроены” под наличный уровень детского воспитания и понимания, но должны создавать “напряжение души”, т.е. продвигать детей на шаг вперед в их умственной и эмоциональной работе.

Обычно для подбора художественных произведений является жанровое деление: поэзия – проза, а внутри него дробление на фольклор – авторские произведения. Вместе с тем есть еще одно жанровое деление, которое должно быть принято во внимание: большие литературные формы – малые литературные формы.

Круг чтения можно представить схематически через жанровое многообразие.

ПОЭЗИЯ
  Авторские поэмы и повести в стихах. Фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи.    
Авторские повести, циклы рассказов со сквозными персонажами Фольклорные сказки, авторские рассказы (сказочные и реалистические)
ПРОЗА

 

Именно большие повествовательные тексты создают миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествованные последовательности (в отличие от коротких сюжетных текстов, в центре которых находится отдельное “изолированное” событие, как бы фрагмент жизни персонажа) позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих “продолжающихся” историй персонажей, т.е. художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательными для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину. Чтобы ориентироваться в подборе больших художественных текстов, необходимо каким–то образом их типизировать, например, по содержательно-смысловой наполненности. В основу такой типизации может быть положен характер создаваемых этими текстами воображаемых “миров”. Каждый из этих миров в итоге является особой моделью действительности, и чем разнообразнее это множество миров, которые воображает, представляет себе ребенок, слушающий книгу, тем полене влияние художественное литературы на его развитие.

По характеру воображаемых миров художественные тексты могут быть разделены на два крайних, “полярных” типа. С одной стороны, это художественные тексты, создающие “реалистические миры” - моделирующие действительность через реалистическое пространство и время (“здесь и теперь”), в котором живет персонаж – ребенок с его человеческим окружением.

С другой стороны, это художественные тексты, создающие “вымышленные (сказочные) миры” - моделирующие действительность через условно – неопределенное пространство и время (“там и тогда” - некогда в тридевятом царстве…) и время с особой галереей образов – персонажей: фольклорных – сказочных или детских персонажей, ставших знаками детской субкультуры.

Промежуток между этими “полярными” мирами заполняется текстами, создающими “комбинированные миры”, где сочетаются вымышленные и реалистические элементы, причем комбинации могут быть разнообразны.

Все многообразие возможных миров, создаваемых художественными текстами, можно представить в виде следующей схемы:

· комбинированные миры:

· вымышленные миры;

· " волшебное в реальном";

· " необычный взгляд на обычный мир";

· " перевернутый мир";

· реалистические миры.

Каждый из этих создаваемых текстами типов возможных миров по-своему “работает” на развитие ребенка: вымышленные и комбинированные миры в большей мере способствуют развитию воображения и фантазии, реалистические миры – освоению причинно – следственных связей действий, мотивов и последствий человеческих поступков, воспитанию культуры чувств, и все они в итоге способствуют освоению человеческих норм и ценностей, моделей человеческого поведения и отношения к окружающему.

Применение методов работы по приобщению детей к чтению художественной литературы ограничено возрастными возможностями дошкольников и младших школьников. Беседа – один из самых популярных методов работы. Выразительное чтение воспитателя и рассказывание также являются методами приобщения детей к книге.

 

 


[1] В искусстве Франции XVIII в. сюжет «Геба с орлом Юпитера» считался фривольным, поскольку это сам Юпитер принимал облик орла, тянущегося к чаше с нектаром.

[2] Который отсылает читателя к другому мифу – о Данае и Юпитере.

[3] «Дрожит под легким одеяньем / Ребенок крохотный – Христос» (пер. Н. Гумилева). У Готье нет упоминания об одежде, только подчеркивается «свежесть» (а значит, прохлада) соломы, на которой лежит младенец.

[4] «Узорный полог не устроен / Дитя от холода хранить, / И только свесилась с устоев / Дрожащей паутины нить» (пер. Н. Гумилева).

[5] Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002. С. 34.

 

[6] Косиков Г. Готье и Гумилев // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник. М., 1989. С. 314.

[7] «в белом ангельские хоры / Поют крестьянам: «Рождество!» (пер. Н. Гумилева).

[8] «гроб был узким до того, / Что, как футляр скрипичный, в двери / Под мышкой вынесли его» (пер. Н. Гумилева).

 

[9] «Обвиснув, вечный спутник детства, / Лежит облупленный паяц. / И кукла только из-под палки, / Что в ней запрятана, бодрей; / Как слезы на картоне жалки, / Струясь из бисерных очей» (пер. Н. Гумилева).

 

[10] «И возле кухни позабытой, / Где лаковых тарелок ряд, / Имеет вид совсем убитый / Бумажных горсточка солдат» (пер. Н. Гумилева).

 

[11] «… неужель / Игрушки ангелам не нужны / И гроб обидел колыбель?» (пер. Н. Гумилева).

 

[12] «Ему было дано абсолютное чувство материального мира», пишет Г.К. Косиков. См.: Косиков Г.К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи: Сборник. М., 1989. С. 11.

[13] Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 170.

[14] Томашевский Б.В. Поэтика (Краткий курс). М., 1996. С. 77.

[15] Важнейшей чертой мира литературы является его уникальная индивидуальность. Сколько поэтов, столько и поэтических миров, иными словами, у каждого поэта «своя Бразилия», свой выдуманный мир. Но, с другой стороны, выдуманный каждым художником нереальный мир обретает реальность в сознании читателей, ведь для читателей описанный мир мечты открыт, в него можно легко проникнуть. Самые внимательные читатели поэзии – это поэты, они первыми путешествуют по выдуманным мирам своих собратьев по перу, они цитируют друг друга, соединяя свои выдуманные пространства в один общий поэтический континуум. Так, например, у современного поэта, Виктора Фета, есть интересная перекличка с приводимым здесь текстом Р.Киплинга:

Так я, видимо, и помру,

Не увидевши кенгуру…

(Фет В. Под стеклом: Стихи и другие сочинения. 1973-2000. Новосибирск, 2000. С. 89)

[16] Прометей – могучий титан, вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму. Этим он поколебал власть Зевса и богов. Он не хотел открыть Зевсу тайну, от кого родится у громовержца сын, который будет сильнее его и свергнет его с престола. За это Зевс приковал Прометея к скале, и низверг эту скалу в Тартар на много веков, а потом вновь поднял, но не на радость Прометею: каждый день прилетал орел и клевал титану печень. За ночь вырастала она, но орел возвращался и вновь мучил Прометея. Наконец, пришел Геракл и освободил титана. Прометей сказал Зевсу, что сын богини Фетиды будет могущественней отца. Поэтому боги отдали ее в жены герою Пелею, и стал их сын Ахиллес величайшим из смертных героев Греции.

[17] Тифон – чудовище с сотней драконовых голов поднялся из недр земли. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в его вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома, когда он ринулся в бой с Тифоном. Земля и небесный свод были потрясены до основания. Моря кипели только от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались стрелы Зевса. Казалось, что от их огня горит воздух. Зевс испепелил Тифону все сто голов. Рухнуло чудовище на землю, от его тела исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс изверг тело Тифона в мрачный Тартар, породивший его. Но и оттуда Тифон вызывает бури и извержения.

[18] Деметра (Церера), богиня плодородия, мать Персефоны, так горестно плакала, что Зевс повелел Аиду отпускать жену на полгода в мир живых: тогда все на земле начинает цвести и зеленеть, а когда Персефона возвращается в поземный мир, Деметра страдает, и вся природа на земле увядает. Отсюда – смена времен года.

[19] Акрополь – «верхний город», его центральная укрепленная часть, располагавшаяся на возвышенности и служившая убежищем от врагов. Наиболее знаменит Афинский Акрополь.

[20] Перикл – один из десяти выборных полководцев: каждый год он слагал власть и отчитывался перед народом, как требовал закон, и каждый год народ выбирал его заново. Он правил Афинами не силой, а словом. Такого оратора в Греции не было. Его речи поражали слушателей, как молния. Выходя на трибуну, он молился про себя об одном: соблюсти меру, не сказать лишнего. Один его противник, тоже хороший оратор, говорил: «Если бы мы боролись, и я его повалил, он и лежа убедил бы всех, что это он меня повалил».

Перикл дружил с самыми умными людьми Греции. Когда народу показалось, что Перикл тратит много государственных денег на строительство храмов, он сказал: «Хорошо, я буду тратить свои, но тогда и надпись сделаю не «Афинский народ – в честь богини Афины», а «Перикл - в честь богини Афины». Народ дозволил Периклу любые траты.

Пятнадцать лет Перикл удерживал народ от войны. У его смертного ложа друзья вспоминали его походы и победы. Вдруг умирающий промолвил: «Главное – не это: главное – пока я мог, я никого не заставил носить траур». Это были его последние слова.

[21] Статую называют «Афина Кампана» по имени владельца коллекции, в которой она находилась, - маркиза Кампана.

[22] В Эрмитаже в зале искусства Древнего Рима есть статуя Венеры Таврической (так как в 70-х гг. XVIII в. эта статуя находилась во дворце Потемкина Таврического – отсюда ее название), прототипом которой послужила статуя Афродиты Книдской. У Венеры удивительно легкие пропорции – высокая талия, несколько удлиненные ноги, тонкая шея, маленькая головка, поворот корпуса и головы. Это первая из античных статуй, привезенных в Россию. Обнаружили ее в Риме, во время раскопок в 1718 г. Юрий Кологривов купил статую и хотел отправить в Петербург Петру I. Но римский губернатор запретил вывозить статую за пределы города. Только личное вмешательство Петра I, который отдал за статую мощи Св. Бригитты, решило исход дела. Состоялся обмен подарками, и Венера прибыла в Россию. Сначала она стояла в Летнем саду, потом – во дворце князя Потемкина. В Эрмитаж Венера попала в середине XIX в.

[23] Такая ваза с Родоса есть в Эрмитаже в Петербурге.

[24] В Эрмитаже есть очень красивая ваза, рисунок на которой (изображение морских животных) выглядит очень современно.

[25] Кратер – сосуд для смешивания виноградного вина с водой.

[26] Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…». – М., 2000.

[27] Ананьина О.А. Льюис Кэрролл – искусство игры. – М., 2002.

[28] Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой…». – М., 2000.

[29] Ананьина О.А. Льюис Кэрролл – искусство игры. – М., 2002.

[30] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», - М., 1991. – С.129.

[31] Панов М.В - О переводах на русский язык баллады " Джаббервокки" Л.Кэррола // Развитие современного русского языка, - М., 1975. - С. 243.

 

[32] Панов М.В - О переводах на русский язык баллады " Джаббервокки" Л.Кэррола // Развитие современного русского языка, - М., 1975. - С. 246.

[33] Там же. С. 247

[34] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», - М., 1991. – С.178

[35] Л.Кэрролл «Приключение Алисы в Стране чудес» и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье», - М., 1991. – С.177

[36] Рыбаков В. Сказочник и его сказки // Семья и школа.- 1982.- №1.- С.48-49

 

[37] Демурова Н.М. Льюис Кэрролл и история одного пикника // Знание-сила.- 1968.- №6.- С. 56

 

[38] В пер. Г. Кружкова: «…вперед! – за цыганской звездой кочевой / К синим айсбергам стылых морей, / Где искрятся суда от намерзшего льда / Под сияньем полярных огней. / Так вперед – за цыганской звездой кочевой – / До ревущих южных широт, / Где свирепая буря, как Божья метла, / Океанскую пыль метет» («За цыганской звездой»).

[39] В пер. В.Бетаки: «…Шепот у штурвала длится. / Пена вдоль бортов струится / В блеск тропической ночи. / Южный Крест – прозрачней льда. / Снова падает звезда. / Вот молитва всех влюбленных: / «Любим? Значит – навсегда!»

[40] В пер. А.Оношкевич-Яцыны: «в ночлежке Фишера моряк / Побыть без моря рад».

[41] Киплинг пишет Море с большой буквы (Sea), в этом заключается его особенное отношение к нему.

[42] В пер. Н.Голя: «бескрайний простор синевы, / Вздыбленной штормом, распластанной штилем, жаждущей сытной жратвы».

[43] В пер. Н.Голя: «где пенная влага бурлит».

[44] В пер. Н.Голя: «где Ужас и Нежность царят».

[45] В пер. Н.Голя: «море – Свобода? Или оно – Приговор?»

[46] В пер. Н.Голя: «где одиночество – все, а ненужного нет – ничего».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал