![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип действия асинхронного двигателя
Асинхронный двигатель - это электрическая машина, которая использует взаимодействие вращающегося магнитного поля с токами, наведенными этим же полем в обмотках ротора. Принцип действия иллюстрирует рис. 7.1.
Вращающееся магнитное поле материализовано в виде подковообразного магнита, вращающегося с угловой скоростью Ws, называемой синхронной скоростью. Это поле индуцирует вихревые токи в металлическом диске, подвижном вокруг своей оси. Под действием вращающегося магнитного поля на индуцированные токи, диск вращается в том же направлении, что и поле, однако его скорость вращения W меньше, чем синхронная (W < Ws). 7.1.2. Вращающееся магнитное поле В асинхронном двигателе вращающееся магнитное создается трехфазными токами циркулирующими по обмоткам статора. Рассмотрим создание этого поля подробно. Имеются три неподвижные обмотки AX, BY, CZ, сдвинутые друг относительно друга на 120° в пространстве и обтекаемые трехфазными токами (Рис.7.2. и 7.3.): i A= Imsinwt i B= Imsin(wt - 2p/3) i C= Imsin(wt + 2p/3) Рассмотрим эту конструкцию для трех моментов времени t1, t2, t3 (Рис.7.4., 7.5., 7.6.).
Рис.7.2. Рис.7.3. Момент времени t1: i A = + Im, i B= - Im/2, i C= - Im/2. На плоскости получим рис. 10.4. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах Момент времени t2: i A= - Im/2, i B= + Im, i C= - Im/2. На плоскости получим рис. 10.5. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах Момент времени t3: i A= - Im/2, i B= - Im/2, i C= + Im. На плоскости получим рис. 10.4. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах
Рис.7.4. Рис.7.5.
Рис.7.6.
На основании рассмотрения этих трех частных случаев можно сделать заключение, что три неподвижные обмотки, сдвинутые в пространстве на 120° и обтекаемые токами, сдвинутыми на 120° во времени создают вращающееся магнитное поле, чья индукция постоянна. Такое поле является двухполюсным. Если конструкция содержит 2р полюсов, то синхронная угловая скорость будет и соответствующая ей частота вращения где: w - пульсация; f - частота сети. Т.о., в трехфазной обмотке, состоящей из р катушек на фазу создается магнитное поле вращающееся с частотой Табл. 7.1. представляет частоту вращения в функции числа полюсов, при частоте сети f = 50 Hz. Таблица 7.1.
7.1.3. Логическая диаграмма функционирования Можно объяснить принцип действия асинхронного двигателя с помощью логической диаграммы (Рис.7.7.). Последовательность действий, согласно логической диаграмме, такова: 1) под действием трёхфазного напряжения 2) этот ток создает магнитный поток, вращающийся с частотой ns; 3) согласно закону электромагнитной индукции (ЭМИ) магнитный поток наводит две ЭДС статора 4) ЭДС 5) под действием ЭДС 6) окончательно алгебраическая сумма намагничивающих сил 7) ток
7.1.4. Скольжение Ротор асинхронного двигателя вращается с частотой n меньшей, чем синхронная частота вращения ns, поэтому для оценки разности частот используется относительная величина, называемая скольжение: Это очень важная характеристика асинхронной машины. Если преобразовать это выражение относительно n то станет ясно, что эта формула прямой линии (Рис.7.8): На этой линии имеется две характерные точки: 1) n = ns, s = 0 - функционирование без нагрузки (физически данная точка не существует); 2) n = 0, s = 1 - пуск двигателя. Рис.7.8. Эти точки делят линию на три интервала: 1) s < 0 - функционирование в качестве генератора; 2) 0 < s < 1 - функционирование в качестве двигателя; 3) s > 1 - функционирование в качестве электромагнитного тормоза. 7.1.5. Элементы конструкции асинхронного двигателя Асинхронный двигатель конструктивно состоит из статора - неподвижная часть и ротор - вращающаяся часть. Статор. Сердечник статора представляет из себя цилиндр, собранный из пластин электротехнической стали с пазами на внутренней стороне. В эти пазы уложены трехфазные обмотки, соединенные с сетью (Рис.7.9.). Рис.7.9. Существует два типа ротора: Беличья клетка (короткозамкнутый ротор). На рис. 7.10. и 7.11. представлены: сердечник ротора и короткозамкнутая обмотка.
Рис.7.10. Рис.7.11. На практике обмотка ротора отливается из алюминия в отверстия в пластинах сердечника, одновременно с этим отливаются элементы охлаждения двигателя (крылья). Фазный ротор. Если вместо отверстий в пластинах сердечника сделать пазы, то в них может быть уложена трехфазная обмотка ротора, которая с помощью щеток и колец соединяется с внешней цепью. Как правило, это соединение " звезда" вместе с трехфазным реостатом. 7.1.6. Электродвижущие силы ротора и статора Если вращающееся магнитное поле создает синусоидальный магнитный поток Фmp, то (аналогично трансформатору) имеем выражения для ЭДС статора E1= 4, 44 f1N1K1Фmp, и ротора E2s= 4, 44 f2N2K2Фmpгде: K1, K2 - обмоточные коэффициенты; N1, N2 - число витков обмоток; f1 - частота сети; f2 - частота роторных токов, зависящая от скольжения и частоты сети f2= sf1. В момент пуска двигателя, когда n = 0 и s = 1 ЭДС ротора будет E2= 4, 44 f2N2K2Фmp или E2s= s E2. То есть ЭДС ротора зависит от скольжения. Исходя из ранее сказанного, можно записать выражения для реактивных сопротивлений статора и ротора: X1= 2p f1L1 и X2s= 2p f2L2. Зная, что f2= s f1 имеем X2s= s 2f1L2и тогда для пуска двигателя получим X2= 2p f1L2. Итак реактивное сопротивление ротора также зависит от скольжения X2s=sX2. 7.1.7. Основные уравнения асинхронного двигателя Аналогично трансформатору можно представить эквивалентные схемы ротора и статора (Рис.7.12. и 7.13.):
Рис.7.12. Рис.7.13. Согласно II закону Кирхгофа запишем уравнения соответствующие данным схемам: где: U1 - напряжение сети; X1, R1 - реактивное и активное сопротивления статора; X2s, R2 - реактивное и активное сопротивления ротора; E1, E2s - ЭДС статора и ротора. Для пуска двигателя (s = 1) имеем: Когда ротор вращается (0< s< 1), первое уравнение остается неизменным, а второе трансформируется в: Подставляя в уравнение следующее выражение 7.1.8. Вращающий момент Активная электрическая мощность трехфазного асинхронного двигателя известна где два первых члена уравнения соответствуют электрическим потерям в статоре и роторе, а третий определяет электрическую мощность, которая преобразуется в механическую. Согласно классической формуле механики имеем Pмех=M W=MWs(1 - s), где: M - механический момент [Н м]; W - угловая скорость [рад/сек]. Приравнивая электрическую и механическую мощности, получим Считая, что Пренебрегая падениями напряжения I1R1 и I1X1 по сравнению с U1, получим: В результате выражение для вращающего момента будет иметь вид: 7.1.9. Механическая характеристика Зависимость М = f(s) имеет кубический характер (Рис.7.14.). Рис.7.14. Эта кривая имеет четыре характерных точки: 1) s = 0, M = 0 холостой ход; 2) s = sкр, M = Mмакс; 3) s = sкр, M = Mн; 4) s = 1, M = Mп. В интервале 0 < s < 1 электрическая машина работает в режиме двигателя и вращающий момент достигает максимума при s = sкр= R2/X2. Для скольжения больше чем критическое sкр работа двигателя носит неустойчивый характер, поэтому на участке sкр > s > 1 происходит пуск двигателя. Зная sкр и Ммакс можно записать эмпирическую формулу Клосса для вращающего момента:
На практике номинальный момент двигателя достигает половины максимального момента, при этом скольжение составляет около 5%.
Рис.7.15. 7.1.10. Потери мощности и КПД двигателя Уравнение баланса мощностей для АД представлено следующим выражением: P1=P2+DPмг+DPэл+DPмех, где: P1 -потребляемая, электрическая мощность; P2 - полезная, механическая мощность; DPмех - механические потери на трение в подшипниках, независящие от нагрузки; DPмг=DPмгс+DPмгр - магнитные потери в статоре и роторе, независящие от нагрузки; DPэл=DPэлс+DPэлр - электрические потери в статоре и роторе. Преобразование электрической энергии в механическую осуществляется с помощью энергии электромагнитного поля (мощность электромагнитного поля Рэлм). Можно представить баланс мощностей в виде диаграммы (Рис.7.16.) и тогда КПД двигателя будет
Электрические потери зависят от нагрузки, а значит и КПД тоже является функцией нагрузки. Для большинства асинхронных двигателей КПД достаточно высок и находится в интервале от 80% до 90%. Рис.7.16 7.1.11. Рабочие характеристики Рабочие характеристики двигателя, представленные на рис. 7.17, помогают анализировать процесс работы. Здесь представлено шесть основных характеристик АД в функции полезной мощности на валу двигателя P2/P2Н: - коэффициент полезного действия h = f (P2/P2Н); - коэффициент мощности cosj = f (P2/P2Н); - частота вращения ротора n = f (P2/P2Н); - вращающий момент М = f (P2/P2Н); - потребляемый ток I = f (P2/P2Н), - скольжение s = f (P2/P2Н).
|