Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип действия асинхронного двигателя
Асинхронный двигатель - это электрическая машина, которая использует взаимодействие вращающегося магнитного поля с токами, наведенными этим же полем в обмотках ротора. Принцип действия иллюстрирует рис. 7.1. Рис.7.1. Вращающееся магнитное поле материализовано в виде подковообразного магнита, вращающегося с угловой скоростью Ws, называемой синхронной скоростью. Это поле индуцирует вихревые токи в металлическом диске, подвижном вокруг своей оси. Под действием вращающегося магнитного поля на индуцированные токи, диск вращается в том же направлении, что и поле, однако его скорость вращения W меньше, чем синхронная (W < Ws). 7.1.2. Вращающееся магнитное поле В асинхронном двигателе вращающееся магнитное создается трехфазными токами циркулирующими по обмоткам статора. Рассмотрим создание этого поля подробно. Имеются три неподвижные обмотки AX, BY, CZ, сдвинутые друг относительно друга на 120° в пространстве и обтекаемые трехфазными токами (Рис.7.2. и 7.3.): i A= Imsinwt i B= Imsin(wt - 2p/3) i C= Imsin(wt + 2p/3) Рассмотрим эту конструкцию для трех моментов времени t1, t2, t3 (Рис.7.4., 7.5., 7.6.).
Рис.7.2. Рис.7.3. Момент времени t1: i A = + Im, i B= - Im/2, i C= - Im/2. На плоскости получим рис. 10.4. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах . Момент времени t2: i A= - Im/2, i B= + Im, i C= - Im/2. На плоскости получим рис. 10.5. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах Момент времени t3: i A= - Im/2, i B= - Im/2, i C= + Im. На плоскости получим рис. 10.4. Здесь суммарная индукция магнитного поля будет или в абсолютных величинах
Рис.7.4. Рис.7.5.
Рис.7.6.
На основании рассмотрения этих трех частных случаев можно сделать заключение, что три неподвижные обмотки, сдвинутые в пространстве на 120° и обтекаемые токами, сдвинутыми на 120° во времени создают вращающееся магнитное поле, чья индукция постоянна. Такое поле является двухполюсным. Если конструкция содержит 2р полюсов, то синхронная угловая скорость будет и соответствующая ей частота вращения [об/мин] где: w - пульсация; f - частота сети. Т.о., в трехфазной обмотке, состоящей из р катушек на фазу создается магнитное поле вращающееся с частотой [об/мин]. Табл. 7.1. представляет частоту вращения в функции числа полюсов, при частоте сети f = 50 Hz. Таблица 7.1.
7.1.3. Логическая диаграмма функционирования Можно объяснить принцип действия асинхронного двигателя с помощью логической диаграммы (Рис.7.7.). Последовательность действий, согласно логической диаграмме, такова: 1) под действием трёхфазного напряжения в каждой фазе обмотки протекает ток ; 2) этот ток создает магнитный поток, вращающийся с частотой ns; 3) согласно закону электромагнитной индукции (ЭМИ) магнитный поток наводит две ЭДС статора и ротора ; 4) ЭДС и напряжение определяют ток ; 5) под действием ЭДС возникает ток , который в свою очередь создает свой магнитный поток; 6) окончательно алгебраическая сумма намагничивающих сил создает рабочий магнитный поток Фp асинхронного двигателя; 7) ток , взаимодействуя с магнитным потоком Фp производят электромагнитные силы (ЭМС) и вращающий момент МДВ.
Рис.7. 7.1.4. Скольжение Ротор асинхронного двигателя вращается с частотой n меньшей, чем синхронная частота вращения ns, поэтому для оценки разности частот используется относительная величина, называемая скольжение: Это очень важная характеристика асинхронной машины. Если преобразовать это выражение относительно n то станет ясно, что эта формула прямой линии (Рис.7.8): На этой линии имеется две характерные точки: 1) n = ns, s = 0 - функционирование без нагрузки (физически данная точка не существует); 2) n = 0, s = 1 - пуск двигателя. Рис.7.8. Эти точки делят линию на три интервала: 1) s < 0 - функционирование в качестве генератора; 2) 0 < s < 1 - функционирование в качестве двигателя; 3) s > 1 - функционирование в качестве электромагнитного тормоза. 7.1.5. Элементы конструкции асинхронного двигателя Асинхронный двигатель конструктивно состоит из статора - неподвижная часть и ротор - вращающаяся часть. Статор. Сердечник статора представляет из себя цилиндр, собранный из пластин электротехнической стали с пазами на внутренней стороне. В эти пазы уложены трехфазные обмотки, соединенные с сетью (Рис.7.9.). Рис.7.9. Существует два типа ротора: Беличья клетка (короткозамкнутый ротор). На рис. 7.10. и 7.11. представлены: сердечник ротора и короткозамкнутая обмотка.
Рис.7.10. Рис.7.11. На практике обмотка ротора отливается из алюминия в отверстия в пластинах сердечника, одновременно с этим отливаются элементы охлаждения двигателя (крылья). Фазный ротор. Если вместо отверстий в пластинах сердечника сделать пазы, то в них может быть уложена трехфазная обмотка ротора, которая с помощью щеток и колец соединяется с внешней цепью. Как правило, это соединение " звезда" вместе с трехфазным реостатом. 7.1.6. Электродвижущие силы ротора и статора Если вращающееся магнитное поле создает синусоидальный магнитный поток Фmp, то (аналогично трансформатору) имеем выражения для ЭДС статора E1= 4, 44 f1N1K1Фmp, и ротора E2s= 4, 44 f2N2K2Фmpгде: K1, K2 - обмоточные коэффициенты; N1, N2 - число витков обмоток; f1 - частота сети; f2 - частота роторных токов, зависящая от скольжения и частоты сети f2= sf1. В момент пуска двигателя, когда n = 0 и s = 1 ЭДС ротора будет E2= 4, 44 f2N2K2Фmp или E2s= s E2. То есть ЭДС ротора зависит от скольжения. Исходя из ранее сказанного, можно записать выражения для реактивных сопротивлений статора и ротора: X1= 2p f1L1 и X2s= 2p f2L2. Зная, что f2= s f1 имеем X2s= s 2f1L2и тогда для пуска двигателя получим X2= 2p f1L2. Итак реактивное сопротивление ротора также зависит от скольжения X2s=sX2. 7.1.7. Основные уравнения асинхронного двигателя Аналогично трансформатору можно представить эквивалентные схемы ротора и статора (Рис.7.12. и 7.13.):
Рис.7.12. Рис.7.13. Согласно II закону Кирхгофа запишем уравнения соответствующие данным схемам: где: U1 - напряжение сети; X1, R1 - реактивное и активное сопротивления статора; X2s, R2 - реактивное и активное сопротивления ротора; E1, E2s - ЭДС статора и ротора. Для пуска двигателя (s = 1) имеем: Когда ротор вращается (0< s< 1), первое уравнение остается неизменным, а второе трансформируется в: откуда . Подставляя в уравнение следующее выражение , получим , где: - эквивалентная нагрузка двигателя. 7.1.8. Вращающий момент Активная электрическая мощность трехфазного асинхронного двигателя известна ,. где два первых члена уравнения соответствуют электрическим потерям в статоре и роторе, а третий определяет электрическую мощность, которая преобразуется в механическую. Согласно классической формуле механики имеем Pмех=M W=MWs(1 - s), где: M - механический момент [Н м]; W - угловая скорость [рад/сек]. Приравнивая электрическую и механическую мощности, получим = M Ws(1 - s), откуда формула момента будет . Считая, что аналогично трансформатору, выделим из основных уравнений асинхронного двигателя ток ротора I2, исключая при этом ЭДС E2: Пренебрегая падениями напряжения I1R1 и I1X1 по сравнению с U1, получим: . И тогда окончательно в действующих значениях будем иметь: В результате выражение для вращающего момента будет иметь вид: 7.1.9. Механическая характеристика Зависимость М = f(s) имеет кубический характер (Рис.7.14.). Рис.7.14. Эта кривая имеет четыре характерных точки: 1) s = 0, M = 0 холостой ход; 2) s = sкр, M = Mмакс; 3) s = sкр, M = Mн; 4) s = 1, M = Mп. В интервале 0 < s < 1 электрическая машина работает в режиме двигателя и вращающий момент достигает максимума при s = sкр= R2/X2. Для скольжения больше чем критическое sкр работа двигателя носит неустойчивый характер, поэтому на участке sкр > s > 1 происходит пуск двигателя. Зная sкр и Ммакс можно записать эмпирическую формулу Клосса для вращающего момента: . На практике номинальный момент двигателя достигает половины максимального момента, при этом скольжение составляет около 5%. Характеристика момент-частота вращения М = f(n) называется двигателя. Зная, что n = ns (1 - s), представим эту кривую на рис. 7.15.
Рис.7.15. 7.1.10. Потери мощности и КПД двигателя Уравнение баланса мощностей для АД представлено следующим выражением: P1=P2+DPмг+DPэл+DPмех, где: P1 -потребляемая, электрическая мощность; P2 - полезная, механическая мощность; DPмех - механические потери на трение в подшипниках, независящие от нагрузки; DPмг=DPмгс+DPмгр - магнитные потери в статоре и роторе, независящие от нагрузки; DPэл=DPэлс+DPэлр - электрические потери в статоре и роторе. Преобразование электрической энергии в механическую осуществляется с помощью энергии электромагнитного поля (мощность электромагнитного поля Рэлм). Можно представить баланс мощностей в виде диаграммы (Рис.7.16.) и тогда КПД двигателя будет . Электрические потери зависят от нагрузки, а значит и КПД тоже является функцией нагрузки. Для большинства асинхронных двигателей КПД достаточно высок и находится в интервале от 80% до 90%. Рис.7.16 7.1.11. Рабочие характеристики Рабочие характеристики двигателя, представленные на рис. 7.17, помогают анализировать процесс работы. Здесь представлено шесть основных характеристик АД в функции полезной мощности на валу двигателя P2/P2Н: - коэффициент полезного действия h = f (P2/P2Н); - коэффициент мощности cosj = f (P2/P2Н); - частота вращения ротора n = f (P2/P2Н); - вращающий момент М = f (P2/P2Н); - потребляемый ток I = f (P2/P2Н), - скольжение s = f (P2/P2Н). Рис.7.17.
|