Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Синхронный двигатель
7.2.1. Основные понятия Синхронный двигатель отличается от асинхронного конструкцией и источником питания ротора. Статор такого двигателя питается от трехфазной сети переменного тока, а ротор посредством щеток и колец от сети постоянного тока (Рис.7.18.). Рис.7.18. Синхронный двигатель имеет постоянную частоту вращения, называемую синхронной частотой и заданную формулой , где: f – частота сети; p – число пар полюсов. Статор синхронного двигателя аналогичен статору асинхронного, следовательно, его функция создание вращающегося с синхронной частотой ns магнитного поля. Синхронный двигатель не имеет собственного пускового момента и должен быть разогнан до синхронной частоты с помощью внешнего привода, который может быть, например, асинхронный двигатель малой мощности. 7.2.2. Принцип действия Принцип действия синхронного двигателя основан на эффекте притяжения разнополярных магнитных полюсов статора (N, S) и ротора (No, So). Итак магнитное поле статора вращается с частотой ns (Рис.7.19.). Предположим, что ротор тоже вращается с частотой ns, против часовой стрелки, т.е. полюса магнитного поля ротора будут вращаться с частотой ns. Без нагрузки магнитные оси полей статора и ротора совпадают, силы притяжения F1 и F2 будут радиальные и не создают никакого вращающего момента. Если возникает какой-либо момент сопротивления Мн (момент нагрузки, Рис.7.20.) на оси двигателя, то ось магнитного поля ротора поворачивается по часовой стрелке на угол Q.
Рис.7.19. Рис.7.20. В этом случае силы F1 и F2 имею радиальные и тангенциальные составляющие, причем последние Ft1 и Ft2 создают вращающий момент Мдв и двигатель работает устойчиво при Мн = Мдв. Можно объяснить принцип действия синхронного двигателя с помощью логической диаграммы (Рис.7.21). 1) Под действием трехфазного напряжения в каждой фазе обмотки статора протекает ток , который создает вращающийся с частотой ns магнитный поток Ф1. 2) В обмотке ротора под действием напряжения возбуждения Uв течет ток Iв, который создает поток Фв также вращающийся с частотой ns. 3) Эти потоки наводят ЭДС и , которые складываются . 4) В тоже время потоки Ф1 и Фв складываются образуя рабочий поток Фр. 5) Ток взаимодействуя с магнитным потоком Фр создает электромагнитные силы (ЭМС) и вращающий момент Мдв, противодействующий моменту нагрузки. Рис.7.21. 7.2.3. Основные уравнения двигателя Определим уравнение статора, используя эквивалентную схему и векторную диаграмму (Рис.7.22.-7.24.). Согласно II закону Кирхгофа (Рис.7.22.), имеем: Зная, что и пренебрегая активным сопротивлением статора Rs, получим: .
Рис.7.22. Рис.7.23. Рис.7.24. В этом случае эквивалентная схема представлена на рис.7.23., где Xs называется синхронным сопротивлением. Векторная диаграмма (Рис.7.24.) показывает, что Q это смещение оси магнитного поля ротора по отношению к оси поля статора, а угол j это сдвиг по фазе между напряжением и током статора . Определим уравнение вращающего момента синхронного двигателя, исходя из классической формулы механики: PДВ= МДВWs. Пренебрегая потерями мощности можно записать, что PДВ= Pэл. В свою очередь электрическая мощность трехфазного синхронного двигателя будет: Pэл= 3 U1I1cosj. Воспользуемся геометрическими построениями на рис.10.24., где из треугольников Оса и abc следует ac = EosinQ = I1Xscosj. Отсюда и как результат получим , или окончательно . Если выражение величина постоянная, то формула вращающего момента синусоидальная функция: МДВ= МмаксsinQ. 7.2.4. Характеристики двигателя Угловая характеристика МДВ= f(Q) имеет два интервала функционирования (Рис.7.25.): I - интервал стабильной работы, II -интервал нестабильной работы.
Рис.7.25.
Когда угол Q меньше 90°, двигатель работает стабильно (т. A), то есть двигатель находится в режиме авторегулирования. Если момент нагрузки увеличивается Мн +DМ, угол Q1 увеличивается тоже Q1+ DQ. Согласно формуле вращающего момента МДВ также увеличится и равновесие установится в точке B. Когда угол Q больше 90°, двигатель работает нестабильно (т. D), то есть двигатель теряет синхронизм. Поэтому угол Q = 90° называется критическим. Практически величина этого угла находится в пределах от 30° до 40°. Механическая характеристика М=f(n) синхронного двигателя – это прямая линия параллельная оси X (Рис.7.26.). В таком случае частота вращения постоянна и не зависит от нагрузки. Семейство U – образных характеристик наиболее важно для промышленного применения синхронных двигателей (Рис.7.27.). Этот рис.10.27. показывает, что существует минимальный ток возбуждения Iв.мин для каждой кривой, при котором коэффициент мощности cosj=1, и что существуют интервалы недовозбуждения и перевозбуждения. В первом интервале синхронный двигатель работает, имея характер индуктивного сопротивления, а во втором емкостного. Это свойство позволяет использовать синхронный двигатель для коррекции коэффициента мощности в промышленных установках, применяя синхронный компенсатор вместо батареи конденсаторов.
Рис.7.26. Рис.7.27.
|