Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции. Анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, предназначены для массовых опросов






 

Анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, предназначены для массовых опросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки респондентов, их отношение к событиям, явлениям действительности. Однако в практике социологической работы могут возникать ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно либо вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками.

Центральный среди всех критериев отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения применимы с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

При отборе экспертов методом самооценки возникает проблема ее завышения. Метод коллективной оценки применяется для формирования группы экспертов в том случае, когда они знают друг друга как специалисты.

При проведении социологического исследования методом экспертного оценивания можно выделить следующие основные этапы:

возникновение и формулирование социального заказа,

создание экспертной группы и организация работы экспертов;

проведение экспертного опроса

получение результатов и их практическое применение

Общее число форм опроса сводят к четырем, наиболее часто встречающихся и включающих все разнообразие форм.

1. Разовый индивидуальный опрос (анкетирование или интервью).

2. Однократный коллективный опрос (совещания, мозговой штурм).

3. Индивидуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника).

4. Коллективный опрос в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый опрос).

Разовый индивидуальный опрос. Разовый опрос выступает в двух основных формах – разовый устный опрос (интервью) и разовый анкетный опрос.

Результатом групповой экспертизы может быть коллективное мнение, рекомендация или решение, а процедурой, с помощью которой этот результат достигается, чаще всего оказывается баллотировка (голосование). Для принятия согласованного мнения экспертов требуется, чтобы определенное мнение получило большинство голосов. Большинство может быть относительным и абсолютным, простым и квалифицированным, опрос проводится однократно и в несколько туров.

Из многочисленных форм однократного коллективного опроса экспертов выделяется дискуссия, совещание и мозговой штурм.

Дискуссия как метод экспертного опроса находит широкое применение в тех случаях, когда на протяжении небольшого промежутка времени нужно коллективное мнение экспертов по одной или нескольким конкретным проблемам.

Важным видом коллективной экспертизы в процессе которой происходит собрание экспертных группы людей для обмена информацией, принятия решений по ряду вопросов, является деловое совещание. По формам организации проведения совещания можно подразделить на автократические, сегрегативные, дискуссионные и свободные. Более демократичным по своей природе является такая форма коллективной экспертной деятельности как мозговой штурм – метод коллективной генерации идей. Сущность метода мозгового штурма заключается в исключении в процессе обсуждения какой-либо критики выдвигаемых идей. Исходным пунктом проведения мозгового штурма является предположение, что чем больше идей и чем они более разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые.

Третьим видом экспертного опроса является индивидуальный опрос в несколько туров. Этот метод решает проблему взаимного влияния на экспертов путем полного отказа от личных контактов между участниками опроса. В 1964 году О. Хелмер при изучении долгосрочного прогнозирования использовал метод индивидуального опроса, который затем приобрел название метод Дельфи, или дельфийской техники. В первом туре эксперты высказывают свое мнение без какой-либо аргументации. В последующих турах организаторы опроса могут запросить экспертов о мотивах принятия ими определенного мнения. Полученная дополнительная информация чаще всего в обобщенном деперсонализированном виде сообщается экспертам, после чего проводится следующий тур опроса.

Многоступенчатый опрос направлен на углубление понимания экспертом, превращение такого опроса из интуитивного и интуитивно-логический.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал