Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий конспект лекции. Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением происходящих в малых группах






 

Огромное число задач, стоящих перед социологией, связано с изучением происходящих в малых группах. При изучении малых групп используются различные социологические методы, в том числе и метод социометрия.

Основная заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено. Социометрия занимается «внутренней структурой общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки. Она изучает сложные образования, которые возникают из сил притяжения и отталкивания между отдельными людьми определенной группы. Технический аппарат социометрии находит применение в различных сферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработки, принятию групповых решений.

В социометрии используются два понятия, которые характеризуют не саму группу, а их статусную позицию в ней. Первое понятие «статус» – оно обозначает место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Второе понятие «социальная роль индивида» – она зависит от функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на него группой.

Первый этап исследования начинается с создания социометрического критерия, т.е. вопроса, задаваемого всем членам группы с целью выяснения взаимоотношений между ним. Социометрические критерии разделяются на два основных класса: коммуникативные «социометрические тесты» и гностические «тесты социальной перцепции».

Коммуникативные используются для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член группы видит свое непосредственное окружение. Гностические предназначены для отражения представление человека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто, по его мнению, выбирает его для совместного решения той или иной групповой задачи.

Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые позволяют замерить межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые открывают перед исследователем неформальную сторону отношений. Часто используют также дихотомический критерий и критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.

На основе только одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе.

Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным, называется непараметрической. Например, из N человек отвечающий может никого не выбрать, а может указать N –1 человек, т.е. все кроме себя. Параметрическая процедура предлагает выбор с заранее заданными количественными ограничениями. При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручается социометрическая карточка и список членов социометрируемой группы. Фамилии членов группы шифруются.

Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, представляющую первичную информацию и упрощающую математическую обработку собранных данных. Матрица представляет собой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого из членов группы: «+» означает положительный выбор, – отрицательный, 0 – фиксирует отсутствие выбора.

Удобным способом представления содержания социоматрицы являются социограммы, которые имеют множество видов. В этом случаи все члены группы располагаются симметрично на окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи между членами.

Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы или коэффициенты. Они подразделяются на два класса. 1 – персональные социометрические индексы (отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. 2 – включает групповые индексы, которые характеризуют группу в целом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал