Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные теории происхождения государства. Специфика политической системы общества






Лекция 5.

Специфика политической системы общества

И ее основные институты

Основные теории происхождения государства.

Государство как основной институт политической системы.

Формы государственного устройства и формы правления.

4. Гражданское общество: признаки и характеристика

Сущность правового государства, его признаки.

Роль политических партий в функционировании

Политической системы общества.

Становление многопартийной системы в современной России.

Семинар: Государство как институт политической системы

1. Государство как политический институт, орудие публичной власти. Основные подходы к пониманию сущности государства. Теории проис­хождения государства. Роль социально-экономических условий и геопо­литических причин в формировании государства.

2. Государство — основной носитель политической власти. Функции госу­дарства и его исторические типы. Формы правления и устройства. Прези­дентская и парламентская республики. Правовое государство, предпосылки и условия его формирования, основные признаки их появления в России.

3. Государство и гражданское общество, их единство и принципиальные отличия. Сущность гражданского общества, основные условия его фор­мирования и функционирования. Значение и пути формирования граж­данского общества в современной России.

Семинар: Политические партии и движения

1. Сущность политических партий, основные признаки партии и ее от­личия от других общественных организаций. Авангардные, парламент­ские, массовые партии, партии-клубы. Консервативные, либеральные, со­циал-демократические, социалистические и другие партии. Правовая институционализация политических партий. Статус партии.

2. Типология партийных систем. Функции партии в условиях тотали­тарной и демократической партийности: международный и российский опыт. Взаимоотношения партий с политическими институтами и общест­венными организациями.

3. Сущность и функции общественных организаций. Политические, со­циально-экономические и культурные основы возникновения и деятель­ности общественных организаций. Профсоюзные, молодежные, женские, общедемократические и другие организации. Неформальные организа­ции. Народные фронты, их своеобразие, цели и перспективы. Обществен­но-политические организации в России.

 

Основные теории происхождения государства.

Каким образом возникает государство? Вопрос о проис­хождении государства в течение многих столетий был предме­том долгих дискуссий.

Одно из самых давних объяснений происхождения государ­ства — теократическая теория, т. е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая го­сударственная власть происходит от Бога, и все государи осу­ществляют свою власть как исполнители божественной воли. И все причины возникновения и функционирования находят в воле творца.

Патриархальная теория основывается на том, что государ­ство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Со­единение семей означало, что главы семей превращаются в граж­дан государства, над которыми появляется новый вид влас­ти — власть главы государства — монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осу­ществляют не государственную, а власть родительскую, супру­жескую, господскую.

Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что госу­дарству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотно­шений в естественном состоянии представлялись неоднознач­ным образом.

Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство ре­зультатом юридического акта — общественного договора, ко­торый является порождением разумной воли народа, челове­ческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о про­исхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся со­единиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Го­сударство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно ограничено в своих действиях правилами людей, которые не были ему переданы в результата общественного договора.

Органическая теория. Представления о государстве как сво­еобразном подобии человеческого организма были сформули­рованы первоначально еще древнегреческими мыслителями. Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями ана­томии и физиологии.

По мнению Герберта Спенсера, одного из видных представителей органической теории, государство представляется как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состо­ит из клеток. Важной стороной данной теории является ут­верждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет суще­ствовать, пока существует человеческое общество. Государ­ственная власть — это господство целого над своими состав­ными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа.

Теория насилия. Ее представители (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) считали, что государство возни­кает в результате насилия и завоевания. Смысл ее состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего на­силия, то есть путем прямого политического действия. Госу­дарство продолжает быть органом угнетения только в тех стра­нах, где еще не стерлись юридические различия между побе­дителями и побежденными. Государственная власть возника­ет из физической силы.

Психологическая теория. Ее сторонники определяют обще­ство и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории со­стоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о ес­тественных потребностях общества в определенной организа­ции, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических зако­номерностей развития человека.

Материалистическая (классовая) теория происхождения го­сударства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделе­ния труда, появления прибавочного продукта и частной соб­ственности, а затем раскола общества на классы с противо­положными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое спе­циальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть материалистической теории состоит в том, что госу­дарство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исто­рически переходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Государство — явление многогранное. При­чины его возникновения объясняются многими объективны­ми факторами: биологическими, психологическими, эконо­мическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в исто­рии человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев). Государство — продукт внут­ренней эволюции общества и выступает как организация для управления обществом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал