Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, СМИ и т.д.
Формирование политической системы связанно с формированием следующих ее признаков: · Устойчивая взаимосвязь различных элементов политической жизни, т.к. отсутствие взаимосвязи ведет к распаду и дезинтеграции, · Упорядоченность политических отношений, оптимальное сочетание их стабильности и развития, · Культурная общность как общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической системы, · Для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Государство — это сложное конструктивное, многофункциональное общественное образование. Его исследование возможно в разных аспектах. С точки зрения основных составляющих компонентов, государство может быть рассмотрено как организация политической власти, существующая в определенной стране (Англия, Франция, Россия и т. д.). С этих позиций основными элементами государства являются: территория, население и политическая власть. Территория — это географическое пространство, физическая основа государства. Территорию составляет та часть пространства, земли, на которой реально действует власть данной правящей элиты. Кроме поверхности суши, в понятие «государственной территории» входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Территория как признак государства нераздельна - принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ним территорию; неприкосновенна, что находит свое выражение, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства; исключительна - на территории государства господствует власть только этого государства; неотчуждаема - государство, лишившееся территории, перестает быть государством. В указанной природной среде государство осуществляет свою суверенную власть и имеет законное право защищать их от посягательств других государств. Государство должно иметь четко обозначенные границы своих территориальных владений. Нарушение границы угрожает территориальной целостности и безопасности государства, является агрессией. С территорией связан вопрос возникновения, существования и исчезновения государства. В случае потери территории, в результате агрессии государство прекращает существование. Именно поэтому часто с вопроса о контроле над той или иной частью территории начинают развиваться большинство внутренних и внешних конфликтов. Население — это сообщество людей, проживающее на территории государства, подчиняющееся его власти и составляющее народность или нацию. Население государства может состоять из одной народности. Тогда государство является моноэтническим. Если на территории государства проживает несколько народностей, наций, то такое государство — полиэтническое. В то же время в соответствии с международными традициями, моноэтническим считается и такое государство, в котором государствообразующая народность составляет более половины его населения. Такими государствами являются в Европе Франция, Германия, Италия, Швеция, Англия, Испания, Греция и т. д. В России около 80% населения — русские, однако, по Конституции 1993 года, наша страна считается многонациональной, т. е. полиэтнической. Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, является важнейшим условием цело стности государства. Раскол населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному) признаку представляет серьезную угрозу существованию государства. Целостность государства и взаимосвязь всех его членов обеспечивают институт гражданства или подданства. Таким образом, население в государстве предстает как подданные государства или его граждане. Политическая власть — отношения господства и подчинения, существующие между «организованным меньшинством» — политической элитой и основной частью населения, является третьим системообразующим элементом государства. Именно наличие политической власти как верховной государственной власти придает территории и проживающему на ней населению характер того или иного государства. Основные признаки государства: 1. Единство территории. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. 2. Национальное самоопределение. Государство объединяет все население, проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопределяющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Когда в обществе созданы предпосылки для национального самоопределения, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах. 3. Обязательность членства в государстве. В отличие, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения. 4. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, — особой управляющей системы (механизма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных институтов, сформированных на их основе учреждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно-контрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) органы государственной безопасности; д) вооруженные силы. 5. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами. 6. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата. 7. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. 8. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства. 9. Суверенитет — государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств взаимодействия, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). Эти наиболее общие признаки присущи всем государствам. Но с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли при различных политических режимах, формах государственного правления они имеют существенные различия. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное значение государственного управления обществом. Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. Жизнь любого современного общества осуществляется в двух сферах: внутри страны и на международной арене. По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Внутренние функции — это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства. К ним следует отнести следующие: Экономическая: —формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием; —определение общих программ экономического развития страны; —стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; —создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности... Социальная: —оказание социальной помощи нуждающимся членам общества; —выделение необходимых средств на здравоохранение, образование, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта. Финансового контроля: —выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосударственных нужд. Охраны правопорядка: —обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Экологическая: —система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека. Основные внешние функции государства - содружество с другими государствами: —экономическое; —политическое; —культурное; —научно-техническое; —экологическое; —военное. Внутренние и внешние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Признаки государства. Среди признаков государства выделяют: 1. Наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти. 2. Наличие права, системы норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества. 3. Наличие определенной территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) данного государства. 4. К признакам государства также относят его исключительное право устанавливать и взимать налоги и сборы с населения. Определение признаков государства имеет не только теоретический, но и важный практический смысл. Например, только наличие признанных международным правом признаков позволяет государству считаться субъектом международного права с соответствующими полномочиями. Наиболее распространенным сегодня в мире является разделение властей на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Иногда, особенно в последнее время, выделяют еще и четвертую власть — средства массовой информации. Юридически это не совсем корректно, об этом правильнее говорить лишь в условном, переносном смысле. Эволюция государства. Каковы перспективы дальнейшего существования и развития государства? Этот вопрос давно занимает ученых. В частности, марксизм исходит из перспективы создания в будущем идеального общества (коммунизма) без классов, без частной собственности, при отсутствии сколько-нибудь серьезных противоречий между однородными социальными субъектами. В результате такой эволюции государство как охранительный и регулирующий институт общества постепенно отомрет естественным образом (за ненадобностью). Станут ненужными его главные функции — регулирование отношений между общественными субъектами (общество будет социально однородным) и охрана частной собственности (она исчезнет, будет отменена). Однако историческая действительность оказалась явно «консервативнее», идей идеологов всеобщего социального равенства. Как показывает практика, социальная структура общества отнюдь не упрощается. Наоборот, происходит все большая дифференциация общества, увеличивается количество задач, требующих вмешательства государственных и общественных структур. Далеко пока и до исчезновения частной собственности. С усложнением материальной и духовной жизни общества роль государства неуклонно возрастает. Увеличивается число проблем, требующих постоянного регулирования со стороны госструктур, например, проблемы экологии, здравоохранения. Так что пока рано хоронить основные функции государства и говорить о его отмирании.
|