Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность правового государства, его признаки.






Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во вза­имоотношениях с индивидами и их различными объединения­ми на основе норм права.

Правовое государство как определенная теоретическая кон­цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучи­тельную историю. Сам термин «правовое государство» (Recht-sstaat) прочно утвердился в немецкой юридической литерату­ре в первой трети XIX века, а в дальнейшем получил распространение, в том числе и в России, где среди сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче­рин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Значительное влияние на фор­мирование теоретических представлений, а затем и практики правового государства оказали политико-правовые идеи и ин­ституты Древней Греции и Рима, античный опыт демокра­тии, республиканизма и правопорядка. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, вза­имозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углубившихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, при которой право благодаря признанию и под­держке публичной власти становится властной силой, т. е. общеобязательным законом.

Символическим выражением подобных представлений стал образ богини правосудия — Фемиды — с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия, олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обя­зателен для всех. По представлениям древних этот образ пра­восудия (остающийся и сегодня наиболее подходящим симво­лом для правовой государственности) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливого государства вообще. Почтением именно к справедливому и разумному закону продиктован бессмерт­ный афоризм Гераклита: «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства:

Экономической основой правового государства являются про­изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юриди­чески. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материаль­ных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности.

Социальную основу правового государства составляет само­регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных Переход от тоталитарных методов управления к правовой госу­дарственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государ­ства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют обще­человеческие принципы гуманизма и справедливости, равен­ства и свободы личности. Конкретно это выражается в демок­ратических методах государственного управления, справедли­вости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство — это суверенное государство, ко­торое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и на­родностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое го­сударство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исклю­чения граждан. Принуждение в правовом государстве осуще­ствляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в право­вых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суве­ренитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал