Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.






Унитарное государство — это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных обра­зований на правах его членов. Территория унитарного госу­дарства непосредственно делится на административно-терри­ториальные единицы (области, округа, районы, департамен­ты и т. п.). Примером унитарных государств могут служить, например, Великобритания, Дания, Португалия, Япония, Франция, Эстония и многие другие. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один выс­ший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д. В отдельных случаях, при наличии на­циональных меньшинств, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.

В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, быта, традиций проживающего в них населения (Сев. Ирландия в Великобритании, Корсика во Франции)

В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

Конфедерация — это менее прочное по сравнению с феде­рацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории: в ней имеются терри­тории отдельных государств — членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: есть гражданство каж­дого отдельного государства, вступившего в союз. Субъекты Конфедерации имеют право свободного выхода, а также пра­во нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. В предметы ведения кон­федерации входит небольшой круг вопросов (внешней поли­тики, вопросы войны и мира, формирование единой армии и некоторые др.). Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов в бюджет конфедерации, конфедерация не обладает. Ее бюд­жет формируется за счет добровольных взносов субъектов кон­федерации. Как правило, в конфедерациях отсутствует еди­ная система денежного обращения.

Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к обра­зованию нового государства. В конфедерацию государства обычно объединяются для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации своих действий. Как правило, их решения ста­новятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию, лишь после утверждения органа­ми этих государств. Например, конфедерацией была Швей­цария до 1848 года. Российская Федерация входит сегодня в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), которо­му присущи некоторые черты конфедераций.

Составной частью характеристики государства как основ­ного института политической системы современного общества является вопрос о механизме осуществления его внутренних и внешних функций, то есть вопрос о государственном аппара­те. Без хорошо организованного и четко функционирующего аппарата невозможно успешное управление обществом, важ­нейшими сферами его жизни, осуществление го­сударственной власти.

Государственный аппарат представляет собой систему орга­нов, наделенных государственно-властными полномочиями, правами и обязанностями по осуществлению задач и функций государства. Отличительной чертой государственного органа (на это следует обратить особое внимание при сравнении с общественными организациями) является наличие у него госу­дарственно-властных полномочий. Это значит, что он может принимать решения, давать указания, и тем самым воздей­ствовать на деятельность других (нижестоящих) органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан.

Наиболее рельефно эта особенность проявляется в предоставленном государственному органу праве издавать пра­вовые акты (законы, указы, постановления, распоряжения и др.), обязательное исполнение которых обеспечивается прину­дительной силой государства. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных задач и функций, в связи с чем наделяется соответствующей компетенцией, то есть имеет свою сферу деятельности.

Органы государства образуют сложную и разветвленную си­стему, что вызвано многообразием сфер общественной жиз­ни, на которые распространяется руководство государства. В современных либерально-демократических государствах чаще всего выделяются следующие элементы организационной структуры госаппарата:

· Система представительных (законодательных) органов;

· ис­полнительно-распорядительных органов;

· судебных органов;

· надзирательно-контрольных инстанций (прокурорский надзор);

· органы охраны общественного правопорядка,

· государствен­ной безопасности,

· вооруженные силы,

· налогообложения и налоговой инспекции.

В структуре государственного аппарата органы государ­ственной власти и управления занимают особое место. Они тесно связаны между собой как по компетенции, так и орга­низационно.

Центральным элементом в структуре всего государствен­ного аппарата принято считать систему органов государствен­ной власти. Ее образуют высшие и местные представитель­ные и законодательные органы. В демократических государ­ствах высшим органом законодательной власти является пар­ламент (одно- или двухпалатный), избираемый населением на определенный срок.

Повседневное оперативное руководство и управление ос­новными сферами общественной жизни осуществляется сис­темой органов государственного управления, которая состоит из высших исполнительных и распорядительных органов госу­дарственной власти, центральных и местных органов госуправления.

Вся система органов государственного управления возглав­ляется правительством (Совет министров, Кабинет минист­ров) — высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Центральные органы государственно­го управления, судебной системы, прокуратуры, вооруженной защиты осуществляют свою деятельность в масштабе всего госу­дарства, местные — в пределах соответствующей территории.

Важная и ответственная сфера деятельности в государствен­ном аппарате принадлежит системе органов судебной власти. Только она призвана осуществлять правосудие. В нее входят суды разных инстанций или уровней — от низших до высших. Судебные системы государств современного мира имеют не­мало общих черт, однако и существенно отличаются друг от друга.

Сила, насилие и связанное с ним страдание — неизбеж­ные спутники человеческой жизни. Но то страдание, кото­рое человеку приходится испытывать от государства, неизме­римо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь сдерживающей зло силы, являю щейся основой безопасности населения. Как образно заме­тил B.C. Соловьев, «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

 

4. Гражданское общество: признаки и характеристика

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле граж­данское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совмести­мо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное погло­щение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой мно­гообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и де­мократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в сво­бодных граждан-собственников, обладающих чувством лич­ного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включа­ет хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отно­шения между индивидами как первичными субъектами влас­ти, партиями, группами интересов и т.д.

Современное гражданское общество имеет следующую структуру:

1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные кор­порации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения).

2. Совокупность негосударственных неполитических от­ношений в обществе: экономических, социальных, семей­ных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, тради­ции, нравы.

3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешатель­ства в нее со стороны государственной власти.

Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отноше­ний, различных добровольных организаций граждан, их ассо­циаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества.

Из этого вытекает и конкретный анализ основных элемен­тов гражданского общества. Во-первых, экономическая организация гражданского обще­ства — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития предприниматель­ской деятельности, направленной на систематическое полу­чение прибыли.

Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. В рыночных условиях она носит весь­ма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работни­ки, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обес­печение взвешенного баланса экономических интересов и ма­териальных возможностей этих групп — важное направление социальной политики.

Наконец, третий структурный элемент гражданского об­щества — его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реаль­ный демократизм гражданского общества как основы обеспече­ния действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества граждан­ского, правового, вырабатывает свои собственные, негосудар­ственные общественно-политические механизмы саморегуля­ции и самоорганизации.

В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помо­щью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные обще­ства, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, куль­турных и иных интересов.

Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюра­лизма, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ). Граж­данскому обществу чужд политический и идеологический мо­нополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государст­венной, никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения политического и иде­ологического плюрализма, а, стало быть, и институционали­зации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации (ст. 29 Консти­туции РФ).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал