Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство — это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.). Примером унитарных государств могут служить, например, Великобритания, Дания, Португалия, Япония, Франция, Эстония и многие другие. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д. В отдельных случаях, при наличии национальных меньшинств, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований. ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом. В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, быта, традиций проживающего в них населения (Сев. Ирландия в Великобритании, Корсика во Франции) В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании. Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. Конфедерация — это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств — членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Субъекты Конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (внешней политики, вопросы войны и мира, формирование единой армии и некоторые др.). Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов в бюджет конфедерации, конфедерация не обладает. Ее бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения. Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) не приводит к образованию нового государства. В конфедерацию государства обычно объединяются для достижения определенных целей. При этом они создают специальные объединенные органы для координации своих действий. Как правило, их решения становятся обязательными для граждан отдельных государств, входящих в конфедерацию, лишь после утверждения органами этих государств. Например, конфедерацией была Швейцария до 1848 года. Российская Федерация входит сегодня в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), которому присущи некоторые черты конфедераций. Составной частью характеристики государства как основного института политической системы современного общества является вопрос о механизме осуществления его внутренних и внешних функций, то есть вопрос о государственном аппарате. Без хорошо организованного и четко функционирующего аппарата невозможно успешное управление обществом, важнейшими сферами его жизни, осуществление государственной власти. Государственный аппарат представляет собой систему органов, наделенных государственно-властными полномочиями, правами и обязанностями по осуществлению задач и функций государства. Отличительной чертой государственного органа (на это следует обратить особое внимание при сравнении с общественными организациями) является наличие у него государственно-властных полномочий. Это значит, что он может принимать решения, давать указания, и тем самым воздействовать на деятельность других (нижестоящих) органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан. Наиболее рельефно эта особенность проявляется в предоставленном государственному органу праве издавать правовые акты (законы, указы, постановления, распоряжения и др.), обязательное исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных задач и функций, в связи с чем наделяется соответствующей компетенцией, то есть имеет свою сферу деятельности. Органы государства образуют сложную и разветвленную систему, что вызвано многообразием сфер общественной жизни, на которые распространяется руководство государства. В современных либерально-демократических государствах чаще всего выделяются следующие элементы организационной структуры госаппарата: · Система представительных (законодательных) органов; · исполнительно-распорядительных органов; · судебных органов; · надзирательно-контрольных инстанций (прокурорский надзор); · органы охраны общественного правопорядка, · государственной безопасности, · вооруженные силы, · налогообложения и налоговой инспекции. В структуре государственного аппарата органы государственной власти и управления занимают особое место. Они тесно связаны между собой как по компетенции, так и организационно. Центральным элементом в структуре всего государственного аппарата принято считать систему органов государственной власти. Ее образуют высшие и местные представительные и законодательные органы. В демократических государствах высшим органом законодательной власти является парламент (одно- или двухпалатный), избираемый населением на определенный срок. Повседневное оперативное руководство и управление основными сферами общественной жизни осуществляется системой органов государственного управления, которая состоит из высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти, центральных и местных органов госуправления. Вся система органов государственного управления возглавляется правительством (Совет министров, Кабинет министров) — высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти. Центральные органы государственного управления, судебной системы, прокуратуры, вооруженной защиты осуществляют свою деятельность в масштабе всего государства, местные — в пределах соответствующей территории. Важная и ответственная сфера деятельности в государственном аппарате принадлежит системе органов судебной власти. Только она призвана осуществлять правосудие. В нее входят суды разных инстанций или уровней — от низших до высших. Судебные системы государств современного мира имеют немало общих черт, однако и существенно отличаются друг от друга. Сила, насилие и связанное с ним страдание — неизбежные спутники человеческой жизни. Но то страдание, которое человеку приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше страданий, которые выпали бы на его долю, не будь государства, не будь сдерживающей зло силы, являю щейся основой безопасности населения. Как образно заметил B.C. Соловьев, «государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
4. Гражданское общество: признаки и характеристика Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. Современное гражданское общество имеет следующую структуру: 1. Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация, ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения). 2. Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы. 3. Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти. Таким образом, структура гражданского общества развитых стран представляет собой широкую сеть общественных отношений, различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, потребительских, спортивных обществ, общественно-политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Из этого вытекает и конкретный анализ основных элементов гражданского общества. Во-первых, экономическая организация гражданского общества — это общество цивилизованных рыночных отношений. Рынок как своеобразный «компонент» экономической свободы невозможен без развития предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. В рыночных условиях она носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельных социальных групп. Можно выделить три основные группы населения гражданского общества: наемные работники, предприниматели и нетрудоспособные граждане. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп — важное направление социальной политики. Наконец, третий структурный элемент гражданского общества — его общественно-политическая организация. Ее нельзя отождествлять с государственно-политической организацией, с государственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. В соответствии с этим происходит так называемая политическая институционализация гражданского общества, то есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные организации, добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов. Важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийность (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой другой идеологии, кроме официальной, государственной, никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения политического и идеологического плюрализма, а, стало быть, и институционализации гражданского общества является свобода организации и деятельности средств массовой информации (ст. 29 Конституции РФ).
|