Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каййалиты






 

Каййалиты — сторонники Ахмада аль-Каййала. Ахмад был представителем одного из членов семейства Пророка. Джафара ас-Садыка он считал скрытым имамом.

Вероятно, аль-Каййал действительно слышал ученые речи, но смешал их со своими ошибочными понятиями и глупыми суждениями. В каждом разделе знаний он создал собственное мнение на невиданном и нелогичном основании. По некоторым вопросам он иногда спорил с аль-Хасаном [Скорее всего, имеется в виду аль-Хасан аль-Басри.].

Когда имамы узнали о его еретических представлениях, они отреклись от него, прокляли, и приказали свои приверженцам покинуть его и отказаться от общения с ним. Узнав об этом, аль-Каййал стал говорить, что имамом является он сам. И не просто имамом, а каимом.

Согласно его учению, каждый, кто способен соединить небесные сферы с душами и разъяснить сущность обоих миров, — имам. А тот, кто способен определить целое в общем и разъяснить всякое общее в частном, — каим. Никогда на земле не существовало никого, кто мог бы определить это, и в ком бы соединялись все указанные способности, пока не появился Ахмад аль-Каййал.

Лишь родственники поддержали аль-Каййала в его глупостях и в утверждении, что он — имам и каим. После себя аль-Каййал оставил арабские и персидские сочинения, все они противны религии и разуму.

Кратко укажем на некоторые аспекты его учения.

Аль-Каййал говорил, что существует три мира: высший мир, низший мир и человеческий мир.

В высшем мире существует пять мест.

Первое — главное место — это свободное место, в котором никто не обитает и никто им не управляет, но это место охватывает все сущее. Обозначением его является «трон», о котором существуют аяты Корана и хадисы Пророка.

Второе — место высшей души, третье — место разумной души, четвертое — место животной души, пятое — место человеческой души.

Далее Аль-Каййал говорил, что человеческая душа хотела подняться в мир высшей души. Она начала подниматься и пересекла два места, а именно: места животной и разумной душ. Когда же она уже была близка к месту высшей души, она устала, растерялась и загнила. Состояние ее частиц ухудшилось, и она опустилась в низший мир.

Над этой душой прошли круговороты и круговращения, а она продолжала оставаться в том же состоянии загнивания и ухудшения. Но потом высшая душа излила на нее частицу своего света. Так возникли небеса, земля, сложные соединения из минералов, растения, животные и человек. Здесь душа проходит испытания, то радостно, то горестно, то весело, то печально, то благополучно и невредимо, то в беде и горе. Так будет продолжаться до того времени, пока не явится каим, который вернет ее в состояние совершенства. Тогда создания распадутся, противоположности исчезнут, духовное одержит вверх над телесным. А этим каимом будет не кто иной, как Ахмад ибн аль-Каййал.

Верховное предназначение своей сущности он доказывал самым слабым и беспомощным доводом, какой только можно себе представить. А именно тем, что имя Ахмад, состоящее из четырех букв, соответствует четырем мирам.

Алиф в его имени соответствует высшей душе, ха соответствует разумной душе, мим — животной душе, даль — человеческой душе. «Эти четыре мира, — говорил он, — суть начала и стихии. Что касается главного места, то в нем нет бытия совсем».

Затем аль-Каййал сопоставил и сделал соответствия между высшим и низшим миром. Он говорил, что небо пусто, значит, оно соответствует главному месту, под ним огонь, под ним воздух, под ним земля, под ней вода. Эти четыре стихии соответствуют четырем мирам.

Далее он говорил, что человек соответствует огню, птица — воздуху, животное — земле, рыба — воде. Таким образом, он сделал положение воды самым низким из мест, а рыбу самым низменным из сложных соединений.

Затем аль-Каййал сопоставил человеческий мир, который является одним из трех миров, с первыми двумя мирами. Он рассуждал так: у человека существует пять чувств, которые соответствуют пяти местам.

Слух соответствует главному месту, так как он пустой и соответствует небу.

Зрение соответствует высшей душе духовного мира и соответствует огню телесного мира, а в нем главное — человек, ибо человек связан с огнем.

Обоняние соответствует разумной душе духовного мира и воздуху телесного мира, ибо обоняние приобретает запах от воздуха и вдыхает его.

Вкус соответствует животной душе духовного мира и земле телесного мира; животное связано с землей, а пища — с животным.

Осязание соответствует человеческой душе духовного мира и воде телесного мира; рыба связана с водой, а осязание — с рыбой. Иногда он толковал осязание иносказательно.

Дальше аль-Каййал говорил, что имя Ахмад состоит из букв алиф, ха, мим, даль и соответствует двум мирам. Что касается соответствия высшему, духовному миру, то мы уже рассказали об этом.

Что касается соответствия нижнему, телесному миру, то в этом случае он делал такое сопоставление. Буква алиф своей прямизной подобна человеку, ха похожа на животное, потому что она искривлена и потому что с нее начинается имя «хайван» (животное), мим подобна голове птицы, а даль хвосту рыбы.

Далее, он говорил, что Создатель сотворил человека именно в виде имени Ахмад: фигура подобна алифу, две руки подобны ха, живот подобен мим, две ноги подобны даль.

Приведенные нами сопоставления, слабейшие из слабых, являются одним из самых презренных учений. Разумный человек не станет даже слушать подобное; как возможно поверить в это?!

По словам аль-Каййала, Пророки — это предводители подражателей, а подражатели слепы, тогда как каим — предводитель разумных, а разумные — рассудительные люди, и получают они знания именно путем сопоставления небесных сфер и душ.

Удивительнее же всего те порочные толкования Корана, которые он давал. Это глупые сопоставления основ религии и предписаний шариата с существующими вещами мира небесных сфер и мира душ. Он заявлял о том, что он первым высказал такое мнение, и довел его до людей. Как образованный человек может ему поверить? Ведь многие философы намного раньше него говорили об этом, причем делали это намного более логично, а не так глупо, как аль-Каййал.

Он считал, что весы [Весы — видимо имеются в виду те весы, на которых в Судный день будут взвешены все хорошие и плохие поступки человека.] существуют в обоих мирах. Правильный путь [Правильный путь — на арабском сырат аль-мустакым, в Исламе под ним понимается исповедание верной религии Единобожия и совершение поступков в соответствии с Исламом]. — это он Ахмад аль-Каййал, рай — это способность проникать в суть вещей, ад — отсутствие такой способности.

Задумайся: если корни его учения были такими, то как же тогда обстояло дело с ветвями [Имеется в виду, что если в вопросах идеологии он высказывал такие нелепости, то, что же говорить о его мнениях по второстепенным вопросам религии, таким как: молитва, пост, закят и всем остальным.]?

 

Сопоставления миров и душ сделанные Ахмадом аль-Каййалом [ Эта таблица отсутствует у аш-Шахрастани, я составил ее, чтобы читателю было легче разобраться в этом «учении».].

 

Высший мир Низший мир Человеческий мир

           
     

 


В высшем мире 5 мест соответствия стихий низшего мира соответствия живых существ низшего мира соответствия человеческих чувств другим мирам соответствия букв имени Ахмад
  главное место   небо слух  
место высшей души огонь человек зрение алиф ا
место разумной души воздух птица обоняние ха ح
место животной души земля животное вкус мим م
место человеческой души вода рыба осязание даль د

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал