Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нусайриты и исхакиты






 

Нусайриты и исхакиты относятся к «крайним» шиитам. Часть шиитов разделяет их взгляды и защищает основателей их учений.

Среди них существуют разногласия относительно того, как качества божественности относятся к имамам из семейства Пророка. Они говорили: «Проявление духовного в материальном теле не отрицается разумом. Хорошее проявление — это, например, появление ангела Джибраиля в некоторых лицах, принятие им облика араба, появление в образе человека. Плохое проявление — это появление шайтана в образе человека для того, чтобы совершить зло в его облике, появление духов в образе человека для того, чтобы говорить его языком. Так же обстоит дело и с Аллахом, когда Он является в образе людей. А так как после Посланника Аллаха не было никого достойнее Али, а после него — его особо выделенных потомков, как лучших из всего сотворенного, то Бог являлся в их образе, говорил их языком, брал их руками. Из-за этого мы применяем к ним понятия божественности. Мы признаем эту отличительную особенность именно за Али, исключая других, потому что он особо выделен помощью со стороны Аллаха в том, что касается сокровенных тайн. Пророк сказал: “Я сужу по внешнему, а Али управляет помыслами”. Вследствие этого борьба с многобожниками была у Пророка, а борьба с лицемерами — у Али. И из-за этого Пророк сравнил Али с Иисусом, сказав: “Если бы люди не сказали о тебе то, что они сказали об Иисусе, сыне Марьям, то я бы сказал о тебе слово”».

Иногда они приписывали Али участие в пророчестве, так как Пророк сказал: «Среди вас есть тот, кто будет бороться при помощи иносказательного толкования Корана, как я боролся при помощи Божественного откровения, а именно починщик обуви [Починщик обуви — этим он указал на Али, который в это время чинил свою обувь. Я не знаю хадиса с таким смыслом, но есть другие хадисы, в которых Пророк тоже указал на Али, сказав фразу «починщик обуви».]». Знание иносказательного толкования, борьба с лицемерами, разговор с духами, вырывание ворот Хайбара не телесной силой — все это первейшее доказательство того, что в Али заключена божественная частица, божественная сила, и именно в его образе явился Бог. Из-за этого они говорили: «Он (Али) существовал до сотворения небес и земли. Пророк сказал: “Мы были тенями с правой стороны трона и восславили Бога, затем ангелы восславили нашим славословием”. И тени, и те образы, которые возвещают о тенях, — его сущность. Она озарена светом Господа как сиянием, которое неотделимо от нее, будь то в этом или в том мире. И вследствие этого Али сказал: “Я по отношению к самому похвальному как свет от света”, — то есть, нет разницы между этим и тем светом, кроме того, что один из них предшествует, а другой настигает его, следует за ним. Это указывает на вид соучастия».

Нусайриты больше склоняются к признанию божественной частицы, а исхакиты к признанию соучастия в пророчестве. У них имеется и множество других разногласий, которые мы не упоминаем.

 

Крупнейшие мухаддисы и авторы, пользующиеся авторитетом у шиитов

 

Среди зайдитов: Абу Халид аль-Васити, Мансур ибн аль-Асвад, Харун ибн Саид аль-Иджли — джарудиты.

Вакиа ибн аль-Джаррах, Яхья ибн Адам, Убайдаллах ибн Муса, Али ибн Салих, Фадл ибн Дукайн, Абу Ханифа — бутриты.

Мухаммад ибн Иджлан выступил с имамом Мухаммадом.

Ибрахим ибн Саид, Аббад ибн Аввам, Язид ибн Харун, аль-Ааля ибн Рашид, Хашим ибн Башир, Аввам ибн Хаушаб, Мусталмим ибн Саид выступили с имамом Ибрахимом.

Среди имамитов и прочих шиитских сект: Салим ибн Абу аль-Джаад, Салим ибн Абу Хафса, Салама ибн Кухайл, Сувайр ибн Абу Фахита, Хабиб ибн Абу Сабит, Абу аль-Микдам, Шуба, аль-Аамаш, Джабир аль-Джуфи, Абу Абдаллах аль-Джадали, Абу Исхак ас-Субайи, аль-Мугира, Таус, аш-Шааби, Алкама, Хубайр ибн Барим, Хубба аль-Арани, аль-Харис аль-Авар.

Среди авторов их книг: Хишам ибн аль-Хакам, Али ибн Мансур, Юнус ибн Абд ар-Рахман, аш-Шаккал, аль-Фадл ибн Шазан, аль-Хусайн ибн Ишкаб, Мухаммад ибн абд ар-Рахман, ибн Куба, Абу Сахл ан-Наубахти, Ахмад ибн Яхья ар-Раванди, а из позднейших — Абу Джафар ат-Туси.

 

На этом собственно исламские секты закончились, остались только секты батинитов (исмаилитов). Авторы ерисиографических сочинений не пришли к единому мнению относительно того, считать эти секты исламскими или нет, настолько их представления отличаются от представлений тех групп, которые мы уже рассмотрели.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал