![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV.1. Формы занятий оздоровительной гимнастикой
Занятия оздоровительной гимнастикой («О.Г.») подразделяются на две большие группы: педагогически организованные и самодеятельные. Педагогически организованные занятия могут быть детерминированы государственно-социальными интересами (подготовка члена общества к труду, защите отечества, репродуцированию генофонда) или личностными потребностями. Различают и используют три основные формы таких занятий: групповую, индивидуальную и смешанную. В свою очередь, они могут быть обязательными (академические) и необязательными (факультативные, кружковые, секционные). Характерными признаками педагогически организованных занятий, во многом определяющими их содержание, являются четко поставленная цель и методология ее достижения: программа, средства и методы их использования в решении частных задач, нормативные уровни результатов и критерии оценки. Педагогически организованные занятия проводятся в детских яслях и садах, в учебных заведениях, различных оздоровительных клубах, центрах и кружках — специалистами в области физического воспитания или под их руководством (с соответствующей юридической ответственностью). Самодеятельные — самоорганизуемые индивидуальные или групповые (обычно малочисленные) занятия. Они проводятся самими занимающимися сугубо по их желанию, в соответствии с их индивидуальными интересами, потребностями и возможностями (психофизическими и материальными). В некоторых случаях, в организационно-управленческом аспекте, происходит сочетание перечисленных признаков педагогически организованных и самодеятельных занятий, однако преимущественное характерное их проявление сохраняется. Это происходит в первую очередь потому, что при любой организационной форме и степени индивидуальных проявлений занимающихся (интереса, желания, активности, подготовленности к занятиям конкретными упражнениями, удовлетворенности этими занятиями и т.п.) в оздоровительных упражнениях используются одинаковые для них методологические основы, определяющие способы организации и построения занятий, подбор адекватных средств и методов развития физических качеств, обучения двигательным действиям и совершенствования сформированных умений и навыков, способов управления психофизическими нагрузками, контроля и коррекции, оценки результативности занятий. В то же время формы оздоровительных занятий имеют свои особенности. Занятия по государственным программам Гимнастика включена в государственные программы по физическому воспитанию всех учебных заведений как предмет обязательный. Эти программы предполагают последовательное использование средств гимнастики — от самых простых развивающих движений до самых сложных упражнении на снарядах — с одновременным (или параллельным) развитием физических качеств, формированием определенных прогрессивных взглядов и отношения к физической культуре и спорту как неотъемлемой составной части бытия современного человека. Главная программно-методическая особенность занятий гимнастикой в этой группе — обязательность их для всего контингента (за исключением тех, кто имеет медицинские противопоказания) и определенные теоретические и практические зачетные требования, успешное овладение которыми учитывается при промежуточной и итоговой государственной аттестации.
Как показывает практика, многие из таких «освобожденных от физкультуры» вскоре становятся самыми активными участниками практических занятий, ибо преодолевают страх перед ними, не считают уже фатальной свою неловкость и неумелость, начинают сознавать необходимость и пользу занятий физическими упражнениями на основе не только наблюдений за окружающими со стороны, но и приобретенных некоторых специальных знаний и собственного опыта. Как сказано выше, существуют две основные формы занятий по государственным программам: академическая урочная и факультативная. Урочная - самая распространенная и эффективная форма занятий. (Поэтому уделим ей несколько больше внимания, чем другим). Эффективность урочной формы определяется прежде всего тем, что в ней в едином видении и решении задач занятие ведет специалист, организующий весь процесс совершенствования и управляющий им на основе знания общетеоретических закономерностей физического воспитания и специфических особенностей вида оздоровления, а также индивидуальных характеристик каждого занимающегося, могущий подобрать адекватные средства и методы их применения, оценить эффективность, внести соответствующие коррективы, оказать консультативную и физическую помощь. Хотя в разных видах оздоровления урок имеет достаточно много специфических особенностей, независимо от них, он несет в себе и общие признаки. Некоторые из них отражены в специальной литературе по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Обратимся к другим — менее освещенным. Урок является частью распределенного на большой промежуток времени процесса психофизического совершенствования и, значит, в методологическом аспекте с его помощью решаются поставленные в научно-методически обоснованную очередность не только частные задачи, но и главная. Наибольшая эффективность процесса оздоровления (вообще совершенствования) достигается именно тогда, когда решаемые задачи и применяемые для этого средства и методы оказываются взаимосвязанными. Можно, но не нужно, сначала развивать гибкость, потом — силу, потом -выносливость по частям различных групп мышц. Целесообразно это делать так, чтобы, например, увеличивая подвижность в суставах, одновременно использовать и силовые упражнения для тех же мышечных групп (а наоборот — еще нужнее!) и выполнять работу в таких условиях, которые стимулировали бы еще и совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем как физиологической основы выносливости. Можно, но не нужно, две недели заниматься на перекладине, потом две — прыжками, потом две - на брусьях. Можно, но не нужно заниматься месяц играми с мячом, потом месяц — плаванием, потом -атлетизмом. Не нужно потому, что в плане оздоровления важно над чем работает занимающийся и как он развивает какие-либо качества и как потом их можно сохранить. При довольно распространенной «привычке» периодически использовать упражнения на выносливость (беговые и т.п.), потом — «на координацию» (гимнастику) и т.д. - сохранить приобретенные качества (не говоря уже о достигнутых уровнях) попросту нельзя. Поэтому на каждом новом этапе вместо движения к вершине приходится возвращаться к исходному уровню и все начинать практически сначала. Это не оправданно с любой точки зрения. Упражнение, как вид воздействия, это только средство совершенствования функций и построения систем координационных связей. Поэтому и задачи в уроке, периоде или этапе занятий должны определять объект воздействия (в широком понимании — человека как совокупность мор-
Речь идет о том, что на каждом новом этапе совершенствования достигнутые уровни развития, сформированные умения и навыки должны использоваться для достижения более высоких результатов или таких же результатов, но в более трудных условиях, и поэтому задачи совершенствования должны быть связаны неразрывно именно в стремлении к более высоким рубежам, а не в переборе всевозможных средств физического воспитания. Урок условно разделяют на три части: подготовительную, основную и заключительную — что в методическом плане вполне оправданно, ибо каждая из них имеет (должна иметь) четко выраженное назначение и решать определенные специфические задачи. Но это должно происходить опять-таки во взаимосвязи между ними. Подготовительная часть урока готовит занимающегося психологически, физически и двигательно к решению основных задач, стоящих перед уроком. Как правило, это - психологическое настраивание на работу определенного содержания, характера, вида и уровня нагрузки, возможную мобилизацию психофизических резервов и осознанности деятельности (по частям и в целом), предстоящей в основной части урока. Последнее весьма важно и часто требует особой активизации внимания, разъяснения и определения правильности понимания делаемых преподавателем установок, а также идеомоторнои подготовленности к определенному виду работы. Поэтому вполне оправданно выделение внутри подготовительной части занятия еще и так называемой «вводной». Раньше в структуре урока она выделялась как самостоятельная. Но часто оказывалась формальной, поскольку заключалась в сообщении задач урока и выполнении нескольких строевых команд или упражнения на внимание, но отнюдь не обеспечивала двигательного настраивания и осознанной психологической готовности к предстоящей работе. Совместно с психологическим и идеомоторным настраиванием на предстоящую деятельность подготовительная часть обеспечивает физическую и общефункциональную подготовленность занимающегося. В практике допускается одна из грубейших ошибок, когда подготовительные упражнения «слегка» разминают мышцы, а затем в основной части на занимающегося обрушивается лавина нагрузочных упражнений, к которым он оказывается не подготовлен даже локально. Например, после выполнения в подготовительной части «разминающих» медленных напряжений и растягиваний переходят (в основной части) к упражнениям взрывного характера - отталкиваниям и резким махам в условиях отягощенности звеньев тела и т.п. В результате действия оказываются не только не эффективными, но и приводят к травмам. Или: в «разминающих» упражнениях не используются вращательно-равновесные воздействия, но без них в основной части урока качество работы по усовершенствованию функции равновесия оказывается низким, и также (в зависимости от сложности упражнений) возможны падения и травмы. Здесь речь не о так называемой специальной разминке для каждого вида основных упражнений, выполняемой перед ними, а об упражнениях подготовительной части адекватных работе, предстоящей в основной части и предваряющих специальную разминку. До какой степени разминаться? Ответить однозначно можно лишь частично: до разогрева мышц, приобретения ими мягкости и относительно равного соотношения эластичности и упругости — как показателя готовности к усилиям разного характера; до появления четких самооценок пространственно-временных ориентировок в «специализированных позах». В то же время нельзя однозначно сказать, до какой степени должна быть подготовлена к основной нагрузке сердечно-сосудистая система. Можно «разогнать» сердце до пульса 160-180 уд/мин, а потом основную работу проводить на пульсе 140-150 уд/мин. Зачем? Считается, что в таком случае работа будет протекать легче. Но ведь многое зависит и от уровня нагрузоч-ности (определяемой хотя бы по пульсу) и от продолжительности основной работы и непрерывности ее (как в комплексах Р.Г.). Если она протекает при средней нагрузке, вполне оправданно и разминать сердце до такого же или даже несколько меньшего уровня, поскольку враба-
В недалеком прошлом (80-е годы XX в.) Н. Н. Озолин показал, что разминка легкоатлета на высоком уровне пульса — это ни что иное, как затрата энергетических ресурсов, которые требуются для обеспечения соревновательного бега, а потому и не может считаться целесообразной. В связи с этим, проводя параллель, логично допустить, что и перед ритмическими комплексами большое увеличение пульса нецелесообразно, поскольку фактически это увеличивает продолжительность нагрузки, —что не предусмотрено программой и методикой занятия. И если иметь в виду, что в Р.Г. ЧСС достигает 160—180 уд/мин лишь к 10—12 минутам занятия (В. В. Михайлов, 1987 г.), то можно полагать, что достаточным послеразминочным будет уровень 80-90 уд/мин. Вероятно, эти же цифры можно признать ориентировочными для занятий атлетической, водной и художественной гимнастикой, спортивной аэробики и фитнесса, групповой гимнастики «Евротим». Для акробатического рок-н-ролла они, надо полагать, должны быть выше, но ниже — для снарядовой гимнастики и акробатики, восточных и других видов оздоровительно-кондиционной направленности. В связи с высказанными положениями нельзя однозначно определять и продолжительность подготовительной части урока — она должна быть достаточна для обеспечения готовности к решению задач, поставленных перед основной частью. А они, в свою очередь, полностью определяются спецификой оздоровительного вида гимнастики. На основании анализа практического опыта можно полагать, что в видах оздоровительно-кондиционной направленности продолжительность подготовительной части урока — меньше, чем в занятиях оздоровительно-спортивной направленности. В любом случае, «не следует тратить время и силы на то, без чего можно обойтись без ущерба для дела» (Л. П. Матвеев, 1991). Основная часть урока решает главные задачи. Количество их должно определяться возможностью действенного их решения, а не стремлением к всеохватности. Воз- можность же эта зависит от необходимой срочности решения, подготовленности занимающегося к решению нескольких задач практически одновременно, целесообразности таких попыток, условий и продолжительности занятия. Зачем, например, одновременно ставить задачи разви-. тия прыгучести и пространственной точности в главном упражнении, если пока занимающийся не обладает ни тем ни другим в упражнениях неглавных, как правило более легких? (А ведь это сплошь и рядом делается в работе со школьниками). Ведь для воспитания того и другого качества требуется выводить организм на предел функционирования по, соответственно, мощности работы и координационной сложности ее. Почему это надо стремиться делать срочно, если при любой, самой современной методике решение потребует значительных затрат времени? Главное: происходит самообман, потому что (и это — из широкой практики) в качестве основных задач «записываются» «совершенствование скоростно-силовых качеств» и «воспитание точности движений». Невозможность практически одновременно (за 20-25 минут основной части урока) обучить сложному двигательному действию, развить физическое качество и усовершенствовать что-либо еще из психофизической сферы, предопределенной не только неподготовленностью занимающегося, небольшой продолжительностью занятия, но также и физиологическими закономерностями работы организма (в частности, по принципам доминанты и усвоения ритма — А. А. Ухтомский, Н. А. Введенский, Я. И. Виноградов, Е. Б. Сологуб и др.), условиями многочисленной наполненности групп при групповой организации, которая, как правило, широко применяется в физическом воспитании по государственным программам. Практически все факторы - против постановки и попыток решения разных задач совершенствования одновременно; даже один из самых прогрессивных методов — «сопряженного воздействия» (В. М. Дьячков, 1961) не дает должных результатов и при неумелом использовании только дискредитируется совсем незаслуженно. Значит, этого и не надо делать. Напротив, одним из важнейших условий успешности совершенствования является разведенность задач и четкая их методическая обеспеченность. Высокую степень работоспособности (необходимую для этого) нельзя сохранять в течение всего занятия, если толь-
ко оно не имеет характер разминочного. Не случайно поэтому обучение новому (а оно заключается не только в выполнении «безнагрузочных» точностных движений, но и мощностных скоростно-силовых) проводится тогда, когда центральная нервная система еще не утомлена, а развитие быстроты и мощности движений — пока проявление этих качеств не ухудшилось. Даже при развитии любого вида выносливости необходимо учитывать качество деятельности, ибо продолжительная деятельность с плохим качеством нужна разве что при выживании в экстремальных ситуациях, а в физическом воспитании характеризует плохую выносливость и работоспособность. Повторим сказанное ранее: повышение уровня развития любого качества, относящегося к психофизической сфере, возможно и эффективно лишь при условии функционирования организма на запредельном уровне за счет включения в работу функциональных резервов. Поэтому и неверно представление о том, что «достижение занимающимися максимальных результатов с минимальными затратами энергии и времени наилучшим образом характеризует урок». Если это так, то значит неверно определен «максимум» или это выражение подменяется произвольно установленным стандартом, не являющимся предельным для достижения его индивидуумом. Попасть в цель 10 раз из 10 попыток при максимальных возможностях 100 из 100 или с расстояния 5 м, а не «привычных» 10 — это не та задача, решение которой обеспечит совершенствование, хотя на нее тратится меньше времени и энергии. В то же время для высокой эффективности упражнений в основной части урока требуется наилучшая методическая обеспеченность. Она предполагает: —четкую предназначенность каждого упражнения; —индивидуальную адресацию; —применение средств информации, обеспечивающих четкую осознанность занимающимся каждой поставленной задачи; —определенное (а не любое) место среди других конкретного упражнения; —оптимальное для выполнения данного упражнения состояние занимающегося; —исходную обусловленность количественных характеристик упражнения (дозировки по разным параметрам);
—рациональное соотношение доступности и трудности заданий; —внимательный и четкий контроль за воздействием упражнения на занимающегося; —внесение корректив в содержание упражнения (по отдельным составляющим или в целом) и его дозирование путем сопоставления результата работы и поставленной цели применения, а также оправданности психофизических затрат; —формирование и сохранение мотивации, обеспечивающей высокую активность занимающегося. Заключительная часть урока главной задачей ставит относительно полное иди неполное (в зависимости от тактики и стратегии совершенствования) восстановление. В оздоровительной гимнастике средствами решения этой задачи служат малонагрузочные и безнагрузочные упражнения (двигательные задания). К первым относятся: спокойная дозированная ходьба, медленные танцевальные движения, успокаивающие экзерсисы у станка, ненапряженные растягивающие упражнения, непродолжительные (по 5—10 секунд) расслабленные висы (полные или при смешанной опоре), «вялые» суставные движения разминающего характера, успокаивающие дыхательные действия (сочетания размеренных дыхательных движений и пауз), локальный массаж. При общей небольшой урочной нагрузке могут использоваться физически ненапряженные игровые задания (даже с элементами состязательности), например, броски мяча в цель, игра в дартс или серсо, проверка устойчивости в разных равновесных положениях. Весьма эффективны плавательные и поплавковые упражнения (даже если занятие проводилось на суше — в зале или на открытой площадке). Вторую группу составляют расслабленные позы в положениях лежа и сидя, а также неполная медитация в удобной или рекомендованной йогой позах. В оздоровительной гимнастике даже развивающей или спортивной направленности практически не применяется тактика использования недовосстановленности функций организма как мощный стимулятор их совершенствования. Однако разгрузка «тела и духа» - не единственная задача, решаемая в заключительной части урока. Весьма важна оценка тренером и самооценка занимающимся прошедшего занятия и выполнения стоявших задач. Этим обес-
В уроке весьма важно и необходимо целенаправленное построение психофизической нагрузки. В разных видах оздоровления оно весьма специфично по распределению во времени (и частях занятия) амплитудных, частотных и уровневых параметров нагрузки. К тому же критерии нагрузочности упражнений тоже специфичны. Считается универсальным показатель ЧСС, который довольно точно, но косвенно, отражает энергетические затраты организма на производство двигательной деятельности. В большинстве случаев вероятно это соответствует действительности. Но, например, для атлетической, водной, снарядовой гимнастики, акробатики, восточных видов оздоровления — этот критерий недостаточно валиден, поскольку в целом он все-таки отражает степень воздействия упражнений на сердечно-сосудистую систему, а в перечисленных видах объектом воздействия являются мышечная и дыхательная системы, без особого на-гружения сердечно-сосудистой. Поэтому в качеств'е критериев нагрузочности упражнений в них используются показатели объема и интенсивности (в подходе, серии, виде упражнения и в делом занятии), а также продолжительности активного состояния. Важным показателем нагрузки считается и продолжительность восстановления после работы. В тех видах, где упражнения выполняются поточно и по характеру приближаются к циклическим, использование показателя ЧСС вполне адекватно. Хотя и в этом случае (по крайней мере, для научного анализа) требуется определение количества выполненной работы и ее характерного содержания. В зависимости от конкретных задач построение и уровни нагрузки в уроке могут приобретать разные картины. Наиболее типично для «спокойных» оздоровительно-кондиционных видов построение с относительно плавным возрастанием нагрузки к первой трети основной части, некоторым удержанием ее на достигнутом уровне примерно до 1/3—1/4 времени, остающегося до окончания основной части, и затем постепенное снижение до уровня ЧСС пос-леразминочного или несколько ниже — к концу заключительной части (см. рис. 2). Для водной аэробики характерно несколько иное построение нагрузки, хотя типаж ее по сравнению с первым случаем сохраняется, нарушается лишь ровность сохранения показателей (рис. 51). По-другому строится нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой. Здесь может встречаться большее количество вариантов, достигаются более высокие уровни максимума и средних нагрузок, а также их чередование. Причем, разные варианты не имеют принципиальных различий, типичные занятия имеют и типичную картину нагрузки (рис. 52). Своя динамика в атлетической и особенно снарядовой гимнастике, а также в снарядовых упражнениях, используемых для круговой тренировки в плане общей и специальной физической подготовки (рис. 53). Конечно, все варианты определяются характером упражнений, содержанием в них степени воздействия, вызывающего индивидуальные реакции занимающегося, частотой смены разнохарактерных и разнонагрузочных упражнений и относительной восстановленностью между подходами, а также уровнем задействования функционального потенциала. Факультативные занятия по гимнастике Факультативные занятия не обязательны для учащих-я и организуются для тех, кого гимнастика привлекает ак способ совершенствования. Факультативные занятия бычно предусматриваются учебным планом (иногда объе-иняются с самостоятельной работой учащегося), но про-одятся вне рамок учебного расписания. Для таких занятий группы могут формироваться в соответствии с подготовленностью или желанием учащихся заниматься определенным видом оздоровительно-развивающих упражнений. Это могут быть любые виды гимнастических упражнений, для занятий которыми есть соответствующие условия и тренер-преподаватель, умеющий организовать и провести специализированные занятия по ритмической гимнастике или снарядовой, акробатике, общей физической подготовке и т.п. Эти требования — одинаковы для любых видов оздоровления. Для занятий спортивными видами гимнастики форми-
Обозначения: ________ первый зрелый возраст занимающихся ________ второй зрелый возраст занимающихся I, II, III — части занятия Упражнения: 1, 3, 5, 7, 9 и 12 - плавание 2 — без опоры — для мышц рук и плечевого пояса 4 — у неподвижной опоры (борта бассейна) для ног 6 — без опоры — прыжки и подскоки 8 — с подвижной опорой для мышц ног и туловища 10 — с неподвижной опорой — растягивание 11 — без опоры — расслабление руются группы спортивного совершенствования. В зависимости от квалификации занимающихся в них установлена разная наполняемость таких групп и для занятий выделяется не одинаковое количество часов: —для новичков и гимнастов 3 и 2 разрядов: 10-12 чел., 6 час в неделю; —для перворазрядников: 6-8 чел., 8 часов в неделю; —для кандидатов в мастера: 6-8 чел., 6-10 час в неделю; —для мастеров спорта: 4—6 чел., 12 час в неделю. Примечание: за счет фонда часов, имеющихся на кафедре физического воспитания или отводимых на занятия спортивным клубом, количество часов для кандидатов, тренирующихся по программе мастеров спорта, может быть увеличено до 20 в неделю; так же и мастерам. Наполняемость групп в других видах оздоровительной гимнастики, как правило, строго не лимитируется, но не превышает 20 на преподавателя. Весьма существенна разница целевых установок, нормативов и способов контроля за ходом и результатами занятий разными видами гимнастических упражнений. В видах оздоровительно-развивающей направленности в соответствии с основной целью могут проводиться текущие и этапные оценки результативности занятий по показате-
лям врачебно-педагогических наблюдений и тестирования состояния функциональных систем и двигательной подготовленности занимающихся. В видах спортивной направленности, плюс к перечисленным выше, обязательным способом оценки становится соревнование, поскольку гимнасты должны овладеть спортивным мастерством на доступном для них уровне. В связи с этим требуется и выполнение разрядных нормативов. Для обязательных и факультативных занятий любой направленности наличие соответствующих программ, пла-
Такая форма раньше существовала преимущественно в самодеятельном, стихийном виде (вроде футбольных или волейбольных «схваток» молодежи). Постепенно, с помощью разъяснительной работы ученых и специалистов в области физической культуры «час здоровья» начал внедряться на производствах, в том числе и крупных. Однако должного развития пока, к сожалению, не получил, хотя во многих случаях получены свидетельства его очевидной оздоровительной эффективности. Противники таких занятий в качестве аргумента приводят свидетельства того, что после «оздоровительных перерывов» работники «никак не могут настроиться на свою производственную деятельность». Но это говорит лишь о том, что оздоровительными мероприятиями нужно руководить на основе знаний о деятельности организма и способов управления его состоянием и при наличии соответствующих умений это делать. В этом отношении прекрасный пример дает общеобразовательная школа, давно уже внедрившая час здоровья в режим учебной деятельности детей младшего школьного возраста (а кое-где и всех возрастов). Самодеятельные занятия Самодеятельные занятия проводятся самими занимающимися сугубо по их желанию, в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями. Практически, независимо от избранного гимнастического вида оздоровления, такие занятия могут проходить индивидуально или в группе, самостоятельно (со знанием дела или без должных представлений о предмете) или с использованием чьей-то помощи. Это не значит, что самодеятельные занятия не имеют никакой организованности; они проводятся в установленное время, при должной готовности занимающегося (настрою, экипированности и т.п.), взаимной договоренности людей при групповой форме занятий, соблюдении правил поведения и межличностных отношений и др. Все это — элементы организованности. Больше того, нормальные самодеятельные занятия имеют свою программность — и это тоже элемент организованности. Однако по отношению к педагогически организованным самодеятельные занятия отличаются большей свобод-ностъю. Она отнюдь не сводится к выбору вида упражнения (хотя и в этом тоже есть отличие); свободность выражается в определении для занятия места в общем режиме жизнедеятельности, базы для занятий — по вкусу, выборе конкретных упражнений («хочу прыгать на батуте»), нагрузки и продолжительности их выполнения в одном занятии и на протяжении каких-то календарных периодов; постоянстве, регулярности, наконец — попросту в возможности прекратить их или перейти на другие упражнения, сменить место занятия и т.п. В самодеятельных занятиях оздоровительной гимнастикой, как правило, не придерживаются четкой разделенное™ их на части и строгого варьирования нагрузки — здесь больше полагаются на самочувствие и удовлетворенность. Хотя при разумном отношении к оздоровлению все основные методические принципы и правила должны соблюдаться вне зависимости от используемых форм занятий и от того, сам ли человек стремится к совершенству или его к этому ведут и направляют. Главное — осознанность полезности оздоровления и стремления к нему с помощью доступных средств и форм организации.
«Городок здоровья» — название условное. Его можно построить на любой свободной площадке или в помещении, приспосабливая к имеющимся условиям самые разные конструкции, в большом ассортименте имеющиеся сейчас в продаже, или собственного изготовления. Например, те, что показаны на рис. 54 и 55 (М. В. Мацкевич, И. А. Гуревич, 1979). 1 — наклонная лестница 2 — перила 3 — высокая гимнастическая стенка 4 — параллельные одноуровневые брусья 5 — низкая гимнастическая стенка 6 — неподвижные вертикальные шесты 7 — вертикальная лестница 8 — высокая перекладина 9 — низкая перекладина 10 — подвижные шесты или канаты 1 — наклонная лестница 2 — перекладина 3 — качающаяся доска 4 — ворот с гирей 5 — горизонтальная лестница 6 — наклонная доска для лазания и опоры в силовых упражнениях 7 — наклонная доска для силовых упражнений Занятия в городках здоровья обычно проводят инструктора-общественники или (реже) штатные инструктора. Хотя, поскольку городки открыты для всех, их используют для самодеятельных и групповых занятий и для индивидуальных; часто приходят заниматься семьями. В разных городках здоровья по-разному — бесплатно или за умеренную плату — на время занятий можно получить простейший инвентарь: скакалки, мячи, гири и гантели; столы, ракетки, воланы и шарики и т.п. Иногда (по праздникам) в городках здоровья проводятся физкультурно-спортивные соревнования и конкурсы. Что касается содержания занятий, то оно, как правило, включает комплексы общеразвивающих упражнений силового и растягивающего характеров, сочетания игр в мяч (броски в кольцо или двусторонняя игра, настольный теннис, бадминтон), легкие пробежки и (если есть возможность) плавание или купание. Гимнастика по месту жительства. Эта форма организации занятий получила распространение благодаря энтузиазму ветеранов гимнастики. В тесном контакте с местными общественными организациями и дирекцией по эксплуатации зданий в микрорайонах оборудуются не толь-
ко гимнастические площадки, городки здоровья в миниатюре, но и выделяются для массовых занятий специальные помещения, которые оснащаются необходимыми снарядами, инвентарем и приспособлениями, радиофицируются для использования в занятиях музыкальных фонограмм. Кроме того, для таких занятий свои залы предоставляют общеобразовательные школы, профессионально-технические училища и вузы. В летний период занятия проводятся на расположенных в районе стадионах. По мере возможности, такие занятия следует проводить и в другие сезоны года, не подменяя гимнастику, а приспосабливая ее содержание к имеющимся условиям. Как правило, занятия охватывают лиц среднего и пожилого возрастов, поскольку более молодые занимаются в учебных заведениях по государственным программам и там же — факультативно или выбирают индивидуально клубную форму оздоровления. В содержание таких занятий, которые проводят, как правило, гимнасты-ветераны, включаются любые, доступные и желаемые упражнения. В целом такие занятия преследуют главную цель — продление двигательной активности, сохранение бодрости и сознания физической полноценности и социальной пригодности.
|