![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V.2. Занятие по общей физической подготовке
Для решения задач общей физической подготовки («ОФП») наиболее целесообразны комплексные занятия. Они удобны для решения целого ряда задач. В одном занятии с помощью специальных разнохарактерных упражнений можно развивать способности к дифференциров-кам пространства и времени, гибкость, скоростную силу и ловкость, совершенствовать функцию равновесия или (в специализированном аспекте) вращательную устойчивость и т.п. Комплексные занятия играют особую роль в физической подготовке занимающихся на начальных этапах. Во-первых, потому, что здесь они легче поддаются воздействию, поскольку, как правило, уровень развития качеств и способностей — низок, а во-вторых, в работе можно использовать игровой метод, снижающий психологическую напряженность в целом большого труда (по объему, интенсивности, количеству и разноплановости применяемых средств), который необходим для обеспечения высокого уровня физической подготовленности. В начале подготовки могут использоваться комплексы, полностью составляющие содержание тренировки, на которую новичкам отводится по 60—90 минут 3 раза в неделю. В дальнейшем эти комплексы становятся составной частью занятий, также в целом направленных на решение задач только физической подготовки. В этом случае набор упражнений, их соотношение по характеру и на-грузочности должны определяться, исходя из конкретного состояния физической подготовленности занимающихся и поставленных в связи с этим задач физической подготовки на данный момент. Примерами построения комплексного занятия могут быть варианты, показанные ниже:
При достаточной подготовленности работа в комплексных занятиях по возможности должна проводиться непрерывно. Это не значит, конечно, что занимающиеся работают без отдыха. Каждый раздел работы идет своим чередом, без спешки, с достаточным отдыхом между повторениями, между упражнениями и при соблюдении обоснованной дозировки каждого. В группах «общей» начальной подготовки распределение и соотношение в занятиях разных разделов физической подготовки могут быть представлены вариантом, показанным в таблице 14. Как из нее следует, в начале периода, материал распределен относительно равномерно, и виды упражнений последовательно чередуются от занятия к занятию. Исключение составляют средства, развивающие выносливость (особенно силовую), которые в полном объеме используются в более поздних этапах, когда достаточно развиты «ординарные» силовые качества и организм подготовлен к продолжительной, напряженной работе. На более поздних этапах начального периода количество видов упражнений, используемых в полном объеме в одном комплексном занятии, увеличивается до 6—7. Чередование же их может быть произвольным, но при соблюдении определенных правил. В частности:
— упражнения, требующие тонкой координации (точ —упражнения скоростного и скоростно-силового характера целесообразнее выполнять перед упражнениями на выносливость; —в случае большой нагрузочности упражнений их следует применять в таком порядке, который обеспечивает смену режимов работы с последовательным увеличением нагрузки; — при использовании в одном занятии силовых упраж —занятия необходимо заканчивать расслаблением мускулатуры, используя для этого не только пассивные висы или расслабленные махи, потряхивания и т.п., но и расслабления в удобных позах; в небольших количествах полезны также упражнения, в которых растягивающие воздействия оказываются на наиболее нагруженные группы мышц; —особое внимание необходимо обращать на обязательное планирование и использование длительного активного отдыха (купание, лыжные и пешие прогулки и т.п.) и пассивного, — рассматривая их как составную часть системы, обеспечивающей высокий уровень потенциальных возможностей и работоспособности.
|