Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV.2. Содержанке оздоровления
Главный смысл оздоровления заключается в укреплении тела и духа. Эта цель достигается в процессе воздействия на эти субстанции, называемого «упражнением». Упражнение — это деятельность, целесообразно организованная на согласованных принципах и соподчиненных правилах. В свою очередь деятельность представляет собой совокупность двигательных действий, осуществляемых в соответствии с конкретными (внешними или/и внутренними) установками, «двигательными задачами». Это значит, что каждое двигательное действие (кроме тех, в основе которых лежит охранительный рефлекс) осуществляется через осознание его необходимости, т.е. посредством мыслительной деятельности и ее качественного инструмента — интеллекта. Воплощение установки представляет собой сложный процесс уже потому, что самое простое двигательное действие имеет специфическое выражение своих параметров, которые необходимо укладывать в рамки двигательной задачи. Любое двигательное действие имеет протяженность в пространстве (1) и продолжительность во времени (2) — это объективные признаки. Есть один, но уже субъективный признак — свободность действия (3). Он зависит от соотношения напряжения мышц, осуществляющих действие и мышц, препятствующих действию. В сложном двигательном действии результативность и даже сама возможность его осуществления зависят от согласованности работы различных групп мышц и звеньев тела — координации (4). Педагогически целенаправленное соотношение этих четырех главных параметров двигательного действия и формирует такую «особо начиненную» форму двигательной активности, которая вызывает морфо-функциональ-ные изменения в состоянии различных систем организма и механизмах управления ими — что, при определенных условиях, способствует их совершенствованию и формированию особых двигательных структур, называемых двигательными умениями и навыками. Такими условиями являются соблюдения законов биомеханики, физиологических закономерностей функционирования организма и адекватности педагогических воздействий (в том числе физических упражнений). Двигательные действия, оформленные в развивающие и формирующие упражнения, имеют разные соотношения названных выше основных своих признаков. Это обусловливает их разную физическую трудность, техническую (координационную) сложность и психическую напряженность состояния человека, выполняющего те или иные действия. В ходе исторического развития гимнастики анализ и обобщение применяемых упражнений позволил, учитывая эти (и некоторые другие) характерные особенности, по-особому группировать упражнения и использовать с целью воздействия на определенные функции организма и совершенствования разных качественных сторон деятельности человека. В настоящее время выделяют 10 групп упражнений.
1. Общеразвивающие упражнения («ОРУ»). Это эффективное средство решения образовательных и воспитательных задач, формирования двигательной «школы» и культуры, общего физического развития и создания привычки к занятиям физическими упражнениями. ОРУ имеют универсальный характер. Их структурный диапазон довольно широк: от простых поз и положений, действий одним звеном тела — до сложных взаимосочетаний движений различными частями тела (одновременных и последовательных, однонаправленных и разнонаправленных). Поэтому они могут отличаться по содержанию, амплитуде, точности, быстроте и ритмичности, напряженности и продолжительности и т.д. ОРУ можно классифицировать по «анатомическому признаку», т.е. для какого звена или части тела оно предназначено: ноги (бедра, голени, стопы), руки (предплечья, кисти, запястья, плеча), туловища (передней или задней поверхности), головы. Однако только такой характеристики явно недостаточно, очень важен «функциональный» признак — какое действие заложено в упражнение: сгибание или разгибание, или вращение. Но главное, как оно выполняется: медленно или быстро, рывком или длинным движением, плавно или пружинно. Вероятно в наибольшей мере «функциональность» выражается в «адресности» упражнения - для чего оно служит: для расслабления, для улучшения подвижности в суставе, для увеличения силы или в качестве общефункционального воздействия. Среди ОРУ выделяют три основные подгруппы, имеющие некоторую самостоятельность: 1 — свободные движения (без предметов), 2) упражнения с предметами (палками, мячами, гантелями, эспандерами и др.), 3) упражнения с партнерами. Все они имеют некоторые особенности применения, но в своем разнообразии служат одной цели — улучшению состояния организма и его жизнеспособности. Применение ОРУ имеет некоторые методические особенности. При подборе их и составлении комплексов исходят из необходимости и возможности применения: - конкретной нацеленности упражнения с учетом осо — разнообразия воздействий;
—точного регулирования нагрузки путем: дозирования повторений, подходов, серий; чередования упражнений различного характера и направленности, подбора оптимального соотношения работы и отдыха; —локального акцентированного воздействия и доведения развиваемого качества до нужного уровня; —увеличения нагрузочности упражнений в комплексе для большей эффективности работы. При этом обязательным является высокая требовательность к точности и качеству работы, поскольку стремление к точности действий — это путь совершенствования координационных способностей и связанной с ним эффективности действий и деятельности. ОРУ используются в качестве развивающих и разминающих на занятиях всех возрастных групп - что требует учета условий проведения упражнений, индивидуальных особенностей и конкретной мотивации. Для большинства ОРУ достаточно точного объяснения или показа. В тех же случаях, когда встречаются незнакомые движения, сложные их сочетания или соединения, используется целый набор облегчающих приемов: разделение упражнения на части с поочередным освоением и лишь последующим объединением, сопровождающий зеркальный показ каждого движения, ритмичный подсчет или музыкальное сопровождение — используемые для акцентирования внимания или действия (а также его частей). Особое внимание во время ОРУ обращают на дыхание. В большинстве случаев оно произвольно, ритм его по мере становления навыка приобретает все большую стабильность и согласованность с ритмом упражнения. Нужно обучать правильному дыханию и поэтому использовать специальные задания на согласование продолжительности вдохов, выдохов и пауз, определяя различные варианты их соотношений и общей продолжительности. 2. Упражнения на снарядах. Эти упражнения выполняются на «искусственных аппаратах» (конструкциях), которые условно делятся на 3 группы: 1) стандартные гимнастические снаряды: брусья (равновеликие и разновысокие), перекладина (высокая, низкая и средней высоты), кольца, бревно, конь с ручками, площадка для вольных упражнений, конь и козел для опорных прыжков. Каждый из снарядов имеет свои конструктивные особенности, которые и предопределяют ус-
ловия выполнения упражнений и их содержание. Упражнения на снарядах представляют собой основу не только для различного рода учебных и классификационных программ по гимнастике, но также для всевозможных комплексов физических упражнений различной направленности; 2) вспомогательные снаряды — позволяющие создать облегченные для формирования основных двигательных навыков условия. Эти снаряды могут использоваться также при решении частных задач, например, при развитии физических качеств. Это гимнастическая стенка, скамейка, канат, мостики, трамплины, батут, а также комбинированные снаряды и приспособления; 3) снаряды массового типа, представляющие собой варианты трансформированных или модернизированных основных снарядов, приспособленных для одновременного выполнения упражнения группой занимающихся (например, сразу все — на брусьях или бревне) — что позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный оздоровительный процесс и добиться большей плотности занятия и его продуктивности. Несмотря на разнообразие техники упражнений и условий их выполнения, все упражнения на снарядах условно разделяют на: статические, медленные перемещения и маховые. Статические упражнения — это принимаемые и удерживаемые на снаряде различные позы и положения; простые и смешанные упоры и висы, а также различные стойки. Смешанные висы и упоры наиболее просты в исполнении, поскольку в них используется опора одновременно несколькими частями тела и равновесие, как правило, достаточно устойчиво. Этот вид упражнений наиболее широко применяется в занятиях со слабо подготовленными занимающимися. В то же время в статических упражнениях целесообразно ставить задачу сохранения равновесия — как условия, мобилизующего возможности организма и значит стимулирующего его совершенствование, а также для разнообразия применяемых средств. Например, выполнение упражнения не в упоре лежа, а в упоре лежа на одной руке. Медленные перемещения — это упражнения силового характера, связанные с медленным переходом из одного статического положения в другое. При этом степень затрачиваемых усилий и условия смены положений оп- ределяют их сложность. Например: из виса сгибание и разгибание рук (подтягивание и опускание в вис) — в одном случае, но подъем переворотом — в другом, где происходит не только движение по вертикали, но и вращение — в целом требующие другого уровня подготовленности: ее проявления или приобретения за счет применения именно этого упражнения или подготовительных к нему. В отличие от статических, где требуется изометрическое напряжение мышц, медленные перемещения выполняются за счет уступающего или преодолевающего режимов работы мышц. С точки зрения механики, в уступающих перемещениях сила тяжести должна бы выступать, как фактор, мешающий, затрудняющий удержание на снаряде, ибо требует большей силы. И это действительно так. Но именно потому, что требует, мышцы, включают потенциальный резерв и проявляют больший уровень силы. По данным многих исследователей это превышение составляет до 80 % от очевидного (проявляемого в обычных условиях) максимума силы. Поэтому возникает возможность в большей мере нагрузить мышцы, а значит и стимулировать даже не уровень развития, а формирование осознанного умения проявлять более высокий уровень силы и соответственно оценивать его (и тренером и, что важнее, самим занимающимся) как более высокий уровень подготовленности и совершенства. И ничего удивительного в этом нет, просто, как сказа-о выше, нужно знать и использовать законы механики, акономерности функционирования организма и в соот-етствии с ними осуществлять педагогические (развиваю-ие, формирующие, воспитывающие и др.) воздействия. Маховые упражнения — наиболее представительная руппа движений, связанная с вращениями и прямоли-ейными перемещениями на снарядах. Для них характерны перемена скоростей движения, преодоление инер-циальности массы тела в целом и его звеньев, резкая смена ритмов движений, направлений, видов переключений в работе мышц с одного режима на другой, перераспределении активности между разными группами мышц. Выполнение упражнений на снарядах связано с необходимостью особого согласования действий частями тела между собой, определенными свойствами опоры (чаще всего упругостью) и условиями взаимодействия с ней (определенным положением на снаряде, типом хвата за сна-
9. Зак. 148 _1 ряд и т.д.). В целом соблюдение этих условностей предопределено двигательной задачей, а совокупность двигательных действий в соответствии с ней представляет собой технику упражнения. Хотя техника упражнения имеет общую, единую для всех исполнителей структурную основу, она во многом индивидуальна и определяется их конституционными особенностями, превалирующим развитием того или иного двигательного качества и координационными способностями. Техничность двигательных действий является показателем рациональности и экономичности, а значит и степени двигательного совершенства исполнителя. Поэтому овладение правильной техникой упражнений на гимнастических снарядах — это один из путей оздоравливаю-щего совершенствования. И поэтому упражнения на гимнастических снарядах следует использовать в программе оздоровления, а не избегать их. Другое дело, что эти упражнения должны быть доступны по физической трудности и координационной сложности (хотя и не элементарны, иначе они потеряют свою стимулирующую функцию), организационно интересно оформлены и вызывали положительные эмоции,. На снарядах выделяют, помимо основных групп, еще одну важную группу упражнений, которые используются на массовых и вспомогательных аппаратах. Это — «лазания и перелезания». К ним относят разновидности висов и упоров, выполняемых на гимнастических скамейках и стенке, на канате, лестнице, комбинированных конструкциях. С их помощью успешно формируют специфические прикладные двигательные умения и навыки, развивают двигательную координацию, привыкание к условиям высоты и ограниченной опоры, ориентировке в пространстве при действиях сбивающих факторов (качающейся опоры, плохой освещенности, различного рода искусственных помех). Упражнения в лазании выполняются индивидуально, в парах и группах; на вертикальных, горизонтальных и наклоненных в разных плоскостях поверхностях (например, по доске или скамейке, продольно наклоненной в сторону на 10—20°). Специфика этих упражнений проявляется также в своеобразной цикличности, т.е. повторно-сти конкретных способов действия и приемов, позволяю щей достаточно длительно перемещаться в определенном направлении, а также комбинировать их в разной степени сложности и трудности. Широкий диапазон способов и сложности лазания и перелезания позволяет использовать их для решения различных педагогических и двигательных задач, приспосабливая их к возрастным особенностям и подготовленности занимающихся. Для лазания используются различные способы и положения: на четвереньках, лежа на спине и на животе, на одних руках или с помощью ног, рывками и перескоками, со сменой направления, с «зависанием» в непривычных положениях, без зрительного контроля, с помощью или, напротив - с помехой со стороны партнера. В перелезаниях применяются медленные переползания через снаряд, перелезания поперек и продольно, с наступанием, зацепом и т.п. Поскольку большинство упражнений на гимнастических снарядах представляют собой сложно-координационные действия, то освоение их требует определенных затрат времени и усилий, подбора специальных подготовительных и подводящих упражнений, идеомоторной подготовки — что, кроме очевидной «психофизической» пользы совершенствует и мыслительные способности занимающегося. Правда, для этого в данном случае необходимо обеспечивать безопасные условия совершенствования. 3. Упражнения в равновесии. Это особая группа упражнений, специфика которых связана с сохранением устойчивого положения тела в различных условиях опоры и при заданных двигательных действиях. С одной стороны, такая особенность отражает жизненно необходимую потребность, а с другой — обеспечивает выполнение технически сложных спортивных движений. Это обстоятельство определяет разнообразие условий выполнения равновесий и их сложности: от простого «пря-мостояния на двух ногах» до сохранения устойчивости тела во время и после сложных вращений на высокой и ограниченной опоре. С точки зрения биомеханики, задача выполнения равновесия формулируется как «сохранение проекции ОЦТ в границах площади опоры» и, по возможности, вблизи нее. При выполнении равновесия значительную роль играет функция вестибулярного аппарата. Основное мышечное напряжение падает на опорные звенья тела, а для свободных звеньев характерно поддержание мышечного тонуса,
9* способствующего фиксации соответствующей позы. При этом важным моментом является перераспределение мышечного напряжения отдельных звеньев тела, участвующих в возвращении ОЦТ к норме при выходе его проекции из границ площади опоры. В данной группе гимнастических упражнений можно выделить следующие виды равновесий: 1) статические равновесия: различные стойки на двух или одной ноге на носках, пятках, на колене, на голове, руках и др. — с поднятым, отведенным, повернутым и т.п. свободным звеном тела. Их выполнение сводится к принятию любым способом заданной позы и ее сохранению большей или меньшей продолжительности; 2) сохранение определенного положения в сочетании с движениями, или динамического равновесия: повороты переступаниями или подскоком на месте, сохраняя заданную позу, действия свободными звеньями тела при сохранении равновесия (наклоны, круги, махи и т.п.), горизонтальные перемещения определенным способом с фиксацией свободных звеньев в определенном положении (разновидности ходьбы и бега, танцевальные шаги, передвижения с предметами, с преодолением препятствий, парные и групповые передвижения с предметами, с преодолением препятствий, со сменой направления движения, с ограничением зрительного контроля и др.). Эти упражнения могут быть индивидуальными и массовыми, выполняться поочередно с паузами или непрерывно (циклично или поточно), проводиться в регламентированной или свободной игровой форме; 3) сохранение устойчивого положения тела после определенных двигательных действий или смешанные равновесия: завершающая поза «приземления» или другое заданное положение после выполнения основного двигательного действия (спрыгивания, поворота, подскока, прыжка и т.п.). В данном случае сохранение конечной позы зависит от успешности выполнения основного двигательного действия. Навыки сохранения равновесия при приземлении или окончании упражнения являются технически сложными и требуют длительного освоения при тщательном подборе подготовительных упражнений. Функция равновесия жизненно крайне важна. Поэтому в оздоровительной гимнастике главный смысл «равновесной» тренировки заключается не в овладении сложны- ми вращательно-равновесными действиями, а в совершенствовании функции равновесия, посредством применения упражнений, адекватных как возможностям занимающихся, так и стоящей задаче. При разучивании упражнений в равновесии следует придерживаться следующих методических рекомендаций: 1) целесообразно использовать и целостное обучение и разделение упражнения на части с последующим их объединением, что определяется технической сложностью движения и условиями опоры; 2) усложнять требования к сохранению равновесия постепенно: начинать в облегченных условиях (на полу, большой площади опоры) с постепенным увеличением высоты (на скамейке, низком бревне и т.д.), ограничением площади опоры и сменой ее условий: на жесткой и мягкой, упругой, неподвижной и колеблющейся); 3) обеспечение безопасных условий в ситуациях повышенного риска (физическая помощь и страховка, использование дополнительной опоры, сопровождение при перемещениях, использование вспомогательных средств); 4) составление соединений и комбинаций из равновесий различного характера и выполнение их поточным способом для увеличения динамической нагрузки. 4. Вольные упражнения. Вольные упражнения представляют собой связки, серии и крупные соединения разнообразных движений телом или его звеньями, логично связанных между собой в художественную композицию. Содержание вольных упражнений могут составлять различные элементы: движения общеразвивающего характера, хореографические и танцевальные движения, акробатические упражнения, стойки, равновесия и прыжки, повороты и вращения, разновидности ходьбы и бега — свободные и с предметами и др. Многообразие форм движений и широкий диапазон их трудности позволяют составлять комбинации движений на любой вкус. В данном случае вольные упражнения рассматриваются как оздоравливающее и развивающее средство, а не как спортивный вид гимнастики. В связи с этим, определенное сочетание и последовательность взаимосвязанных отдельных движений определяют единую композиций, которая обеспечивает формирование культуры, выразительности, эстетичности. Поскольку вольные упражнения выполняются «поточно», возможно акцентированное воздействие на функци-
ональные системы, обеспечивающие качество выносливости — при определенных условиях вольные упражнения очень хорошо развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Музыкальное сопровождение вольных упражнений способствует воспитанию чувства красоты движений, эстетических вкусов, а непосредственно для занятий - формированию положительного эмоционального фона, который помогает переносить тренировочную нагрузку, и удовлетворенности. Вольные упражнения как средство начальной двигательной подготовки могут представлять собой задаваемые стандартные комбинации, которые составляются индивидуально в соответствии с правилами или специальными требованиями. В связи с этим они могут выполняться в различных формах организации (фронтально, по кругу, в шеренгах, в колоннах и др.), а также в парах и группах — где требуется согласованная работа всех участников упражнений. Последний вид «групповых вольных упражнений» в силу своей специфики, часто используется в массовых соревнованиях, праздниках и конкурсах в целях агитации и пропаганды здорового образа жизни и приобщения к регулярным занятиям физкультурой. При занятиях вольными упражнениями в основной гимнастике нужно учитывать специальные требования и методические рекомендации: — упражнения, включаемые в композиции, должны —сложность вольных упражнений должна соответствовать уровню подготовленности исполнителей, назначению данных упражнений (для разминки, овладения наибольшим объемом движений, развития специальных качеств, функционального совершенствования), а музыкальное сопровождение должно подбираться в соответствии с характером композиции, психофизическими особенностями и музыкальным вкусом исполнителей; —обстановка и окружающая природа по возможности максимально должны использоваться для построения художественного образа и зрелищной композиции. Тогда они станут действенным средством двигательного совершенствования, эстетического воспитания, пробуждения и сохранения устойчивого интереса к занятиям; — продолжительность вольных упражнений, количество — объемность вольных упражнений обязывает исполь 5. Прыжки. Прыжки — одно из эффективных средств основной гимнастики. Это — действия скоростно-силового характера, имеющие несколько фаз: «отталкивание», безопорную (полетную) фазу, приземление. Они оказывают на занимающегося целый комплекс воздействий: развивающее, образовательное, прикладное, могут служить средством активного отдыха. Среди многочисленных прыжков оздоровительной направленности различают безопорные и опорные прыжки.. К безопорным прыжкам относятся: подскоки на месте на одной и двух ногах, прыжки (более высокие) на месте и с перемещениями в стороны и вращениями, а также дополнительными движениями руками и телом; прыжки с разбега, толкаясь одной или двумя ногами, в длину, высоту; одинарные и серийные («многоскоки»); с использованием трамплина и мостика — как облегчающих условий, или препятствий — как усложняющих; прыжки «в ■ глубину» — спрыгивание с определенной высоты — в остановку с устойчивым приземлением или «в переход» на следующий прыжок или их серию; прыжки с использованием предметов (скакалок, мячей, обручей и т.д.) в самых разных вариантах и сочетаниях и с определенными заданиями по манипулированию предметами. Опорные прыжки — с разбега преодоление препятствия или их серии последовательными отталкиваниями ногами и руками и, как правило, обусловленным способом. Обычно способ прыжка «оговаривается» терминологически: «согнув ноги», «ноги врозь», «согнув ноги назад» и т.п. Опорные прыжки условно разделяют на семь частей: разбег, наскок на мостик, толчок ногами, наскок на снаряд, толчок руками (реже — руками и ногами или
руками и головой), полет и приземление. Таким образом, даже внешне прыжки представляют собой сложные двигательные действия, требующие соответствующих двигательных способностей. Прыжки с использованием подкидных снарядов (мостиков, трамплинов, стандартного и мини-батута) в целом сходны по техническим деталям с предыдущими видами прыжков, но связаны с катапультирующими свойствами опоры, определяющими возможность более высокой и далекой безопорной фазы полета. С одной стороны, для выполнения таких прыжков не требуется проявления особо высокого уровня силы для отталкивания — «за гимнаста работает опора». Но с другой стороны, для взаимодействия с ней и более полного использования упругих свойств опоры требуются и более точные дифференцировки пространственных, временных и силовых собственных действий и их согласованности с реакцией опоры. Кроме того, возможность более высоких и далеких прыжков порождает и соответствующий соблазн и желание это сделать. Но в таком случае опять требуется проявление высокого уровня физической и специальной двигательной подготовленности и появляется новый стимул к совершенствованию. Прыжки на стандартном батуте выполняются из разных исходных положений (с двух ног, с коленей, с четверенек, из седа, со спины и с живота) — что во многом определяет условия и способы отталкивания, а также высоту прыжка. Как правило, прыжки на батуте заканчиваются на его сетке и для остановки необходима амортизация, учитывающая не только реакцию собственных мышц на изменяющуюся (и главное — сознательно управляемую) нагрузку, но и всей системы «прыгун-батут», которая складывается из взаимодействия упруго-эластических сил. Другой вариант — совмещение прыжков на батуте с другими действиями, заканчивающимися на вспомогательных снарядах: акробатической дорожке, поролоновой яме, горке матов, а также с преодолением препятствий (например, гимнастического коня). Прыжки на мини-батуте больше предназначены для самостоятельных занятий. Площадь опоры на них значительно меньше, чем на стандартном батуте, меньше и упругость сетки, что ограничивает высоту прыжка. Поэтому такие прыжки — относительно просты и доступны бо- лее широкому кругу занимающихся. Но мини-батут можно использовать как трамплин или гимнастический мостик: если расположить его наклонно, то, с разбега отталкиваясь от него, можно совершать опорные или акробатические прыжки разной трудности. Методические особенности применения прыжков заключаются в следующем: 1) широкий диапазон трудности прыжков позволяет легко выбирать их для занятия в соответствии с возможностями исполнителей и конкретной задачей применения; 2) разучивание прыжков начинается с приземления, поскольку это обеспечивает безопасность выполнения прыжков в целом; 3) отдельное освоение полетных действий в облегченных условиях методически оправданно и важно в ситуации сложных прыжков с вращениями и поворотами, но не имеет смысла в овладении простыми прыжками; 4) для выполнения прыжков необходимо обеспечение безопасности условий: соответствующее оснащение места занятия, применение рациональной последовательности упражнений, использование помощи и страховки, а также, по возможности, технических средств (тренажеров и т.п.). 6. Акробатические упражнения. Это динамичные упражнения сложно-координационного характера, требующие соответствующей скоростно-силовой подготовленности и способностей к пространственно-временной ориентировке. В то же время сами акробатические упражнения обеспечивают хорошее общее физическое развитие, стимулируют совершенствование быстроты, точности действий, способностей сохранять различные виды равновесий. Среди акробатических упражнений выделяют три группы: акробатические прыжки, статические элементы, парные и групповые упражнения. Для акробатических прыжков характерны следующие базовые упражнения: 1) перекаты — вращения (перекатывания) с последовательным касанием матов, без переворачивания через голову, опорными звеньями тела и сохранением заданного положения (в группировке, согнувшись, прогнувшись) или сменой их по ходу выполнения. Они выполняются в разных направлениях (вперед, назад, в сторону) и используются, прежде всего, как подготовительные к овладению более сложными действиями;
2) кувырки — тоже вращательные движения тела с последовательным касанием опоры звеньями тела, но с переворачиванием через голову. Они выполняются в конкретно заданном положении и точно определяемыми исходными и конечными позами (например, «из упора присев» в «сед ноги врозь»), с места, с разбега, с фазой полета (прыжком) или без нее; 3) перевороты — движения с полным вращением в том или ином направлении, «разделенные» промежуточной опорой (руками, головой и т.п.) на три фазы: предполетную, полетную (безопорную) и приземление (исключение составляют медленные перевороты, в которых полетная фаза отсутствует; они составляют меньшинство). Предполетная фаза может содержать разбег или «темповой подскок» («вальсет») и обязательно отталкивание, которое выполняется руками или руками с одновременной опорой на голову. Перевороты осуществляются махом одной ноги в сочетании с отталкиванием другой ногой, толчком двумя ногами (в этом случае техника предусматривает последующий мах ногами назад — если выполняется переворот вперед, или другие программные действия, выполнение которых обеспечивает в итоге именно заданный акробатический элемент, а не любой другой). Перевороты — это в начальной акробатической подготовке первые достаточно сложные упражнения;
4) полуперевороты — действия с полувращением (на 180°) вперед иди назад, реже — в сторону; с рук на ноги или наоборот, с соблюдением определенных положений туловища, рук и ног, и выдерживанием исходных и конечных положений. Группа упражнений немногочисленна, но важна; 5) пируэты — прыжки с поворотами вокруг вертикальной оси тела с сохранением его прямого положения. Как правило, единицей вращения в пируэте считается поворот на 360°. Самый простой пример: прыжок вверх с поворотом (налево, направо) на 360°; пример сложного пируэта: сальто назад прогнувшись с поворотом на 720°; 6) сальто — прыжок с полным вращением в воздухе (вперед, назад, в сторону) в группировке, согнувшись или прямым телом («прогнувшись»), а также с различными действиями в полете: сгибанием и разгибанием, поворотом (см. пример в группе пируэтов), а также принятием некоторых промежуточных («сальто в переход на перево- рот») или конечных положений («в доскок на двух ногах», в присед или т.п.). Считается, что сальто самая трудная группа прыжков; в действительности, при должной подготовленности овладеть прыжком, например, сальто вперед, можно с двух-трех попыток. К статическим упражнениям относятся стойки, связанные с сохранением конкретного положения в пространстве в обусловленном варианте опоры. Наиболее просты стойки: на лопатках, на предплечьях, на голове и руках, на груди и руках — где устойчивость положения тела обеспечить относительно легко. Значительно более трудны стойки на двух и одной руках. Весьма различны и по форме и по координационной сложности способы прихода в положение стойки: перекатом, кувырком, прыжком, переворотом, полупереворотом, махом одной ноги и толчком другой, толчком двумя, силой, — в целом представляющие из себя уже соединения двигательных действий (или элементов). Парные или групповые упражнения основаны на взаимодействии партнеров, выполняющих балансирования (уравновешивания партнера в разных положениях при сохранении собственного равновесия в заданной позе). Для оздоровительно-развивающих парных акробатических упражнений характерны одновременные движения (перекаты и кувырки в парах, медленные перевороты), а также относительно простые сочетания и композиции из стоек, поддержек, упоров и равновесий. Кроме этих, к групповым относятся пирамидковые упражнения (о них рассказано в главе III.2). Методика обучения акробатическим упражнениям в целом традиционная для гимнастики и основывается на использовании методов целостного и раздельного обучения, применении соответствующих подготовительных и подводящих упражнений, постоянном контроле и коррекции и своевременном переходе к структурно сходным более сложным упражнениям как условии прогрессивного совершенствования и сохранения интереса к занятиям. 7. Упражнения художественной гимнастики. Свободные движения звеньями тела, разновидности передвижений, наклонов, выпадов, подскоков и прыжков, движения с предметами — адаптированные к моторике женского организма и соответствующим образом стилизованные (округлость движений, танцевальность, пластичность,
музыкальность) — составляют часть арсенала художественной гимнастики, доступную самому широкому кругу занимающихся. Эти упражнения расширяют двигательный опыт, формируют особый двигательный стиль (осанку, походку, поведение), воспитывают точность двигательных действий, улучшают физическую подготовленность, а в целом решают оздоровительно-развивающие задачи. Упражнения, используемые в массовой художественной гимнастике, можно условно разделить на основные и подготовительные. Подготовительные упражнения включают: —разновидности ходьбы, бега и подскоков: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, «острый шаг» (перекатом на всю ступню с носка), пружинный шаг (резкий подъем на полупальцы после небольшого подседания), высокий шаг (высоко поднимая колени), выпадами; «острый бег», пружинный, высокий, на носках, со сменой положения ног впереди; подскоки на одной и двух ногах; все перечисленные движения с переменой направления и поворотами; —движения с расслаблением, позволяющие регулировать тоническое мышечное напряжение и управлять сложной двигательной координацией: действия звеньями тела (резкое опускание и поднимание, свободные колебания и размахивания, частые короткие колебания, или вибрация), свободные позы (лежа на спине или на животе и их разновидности, седы с наклонами и дополнительными движениями. Все эти действия, выполняемые в качестве подготовительных упражнений, позволяют создать базу начальной двигательной подготовленности и сформировать «исходные» специфические навыки. Основную группу составляют: —волны и взмахи — последовательные и слитные движения сгибательно-разгибательного характера, выполняемые, как правило, начиная с дистальных частей тела, последовательным переходом к сопряженным звеньям; они могут выполняться руками, туловищем, всем телом; трудность их определяется количеством звеньев тела, одновременно участвующих в движениях в одном или нескольких направлениях (вперед, назад, в сторону); —равновесия — разновидности стоек на одной и двух ногах: передние, задние, боковые - с сохранением позы без дополнительных действий или сочетающие различные повороты, вращения, взмахи и круговые движения руками и ногами и т.п.; —прыжки — в художественной гимнастике отличаются прежде всего тем, что во время них выполняются различные телодвижения, взмахи и круги руками, окрестные (встречные) движения ногами, повороты, сочетающиеся с различными движениями руками и ногами; особенность прыжков художественной гимнастики и в том, что они выполняются с одной и с двух ног, с места, шага, разбега, после удержания равновесия и различных поворотов, а также обусловленностью конечных положений; практически больше нигде не встречаются сочетания прыжков с манипуляцией предметами, да еще под заданный музыкальный ритм; —упражнения с предметами: мячом, лентой, скакалкой, обручем, булавами, вымпелом, шарфом, платком и др. (о них сказано в главе III.3); —упражнения ритмического характера, требующие согласования действий с аккомпанементом: дирижирование, хлопки, постукивания, притоптывания; выполнение общеразвивающих упражнений в соответствии с задаваемым постоянным или меняющимся ритмом и темпом. В данном случае имеется в виду специальная направленность таких упражнений, а не общеподготовительная. Помимо типичных, общеметодических приемов обучения в художественной гимнастике массового направления обращают на себя внимание: —управление нагрузкой за счет варьирования широтой поточности и продолжительности соединений и комбинаций: в поток могут включаться одно-два соединения или даже меньшие — связки или длинные, насыщенные разной сложностью, и по-разному распределенные во времени: в длинной-длинной композиции или в часто (нечасто) повторяемых связках и соединениях, но дискретных, перемежающихся перерывами и даже отдыхом; —точный подбор музыкального сопровождения, соответствующего характеру двигательной композиции и ритмической структуре движений. В массовой художественной гимнастике наиболее целесообразен и эффективен именно такой подход: подбор музыки для композиции движений, а не постановка двигательного комплекса на
понравившееся музыкальное произведение — более адекватное для совершенствования на уровне высокого спортивного мастерства; — требование точности, выразительности и красоты сложных технических действий диктует важность использования активных приемов обучения: четкого настраивания и идеомоторной подготовки к выполнению предстоящих заданий, оказание действенной помощи, срочного исправления ошибок, акцентирования внимания на главных компонентах действий, а также, безусловно, самостоятельного контроля и оценки своих действий занимающимся с помощью простейшего наблюдения, используя зеркало, или доступных средств срочной информации -видеоплейера и т.п. 8. Танцевально-хореографические упражнения. Это — строго заданные движения, сходные по форме с описанными выше упражнениями художественной гимнастики (без предметов), выполняемые по исторически сложившимся классическим канонам у опоры (гимнастической стенки, хореографического станка). С помощью таких упражнений решаются различные задачи: освоение новых форм движений, формирование двигательной школы и культуры движений, развитие гибкости, укрепление «мышечного корсета», а в целом —пластичности, чувства ритма, выразительности движений. Танцевально-хореографические упражнения могут иметь самостоятельное значение при решении конкретной двигательной задачи, а также играть вспомогательную роль как связующие элементы в двигательной композиции, специально подготовительные или разминочные упражнения, для эстетического оформления занятия, средство для активного переключения с одного вида упражнений на другой. Для хореографии характерна строгая заданность положений («линий»): головы (вытянутая шея, приподнятый подбородок), рук (три основные позиции: впереди, в стороны, вверху — с характерной округленностью и положением кистей), туловища (развернутые и опущенные плечи, гордая осанка), ног (пять позиций с различным взаиморасположением стоп и строгим требованием «выворотности» ног — от бедра до стопы ноги должны быть развернуты на 180°). Базовые хореографические упражнения включают: а) элементы классического танца: полуприседания и б) навыки правильной осанки, свободной и легкой по в) элементы народного и историко-бытового танца: тра г) элементы свободной пластики: выпады, наклоны, вол д) навыки стойки на «высоких» пальцах и удержания е) элементы современных танцев: диско, брейк-данс, Таким образом, отдельные танцевально-хореографические элементы, классические элементы и их комбинация, выполняемые с красивой осанкой, изяществом и выразительностью, должны служить эффективным оздоровительно-развивающим средством гимнастики. 9. Упражнения на тренажерах и устройствах. В отличие от традиционных гимнастических снарядов спортивного многоборья и комплексно-комбинированных снарядов на занятиях оздоровительной гимнастикой могут использоваться различные тренажеры и технические устройства разных конструкций и назначения. Целесообразность применения таких средств в гимнастике определяется необходимость интенсификации физических упражнений, возможностью локального воздействия и последующего суммирования тренировочного эффекта, целесообразностью облегчения условий физической работы, повышения возможностей самостоятельного выполнения упражнений. В связи с этим тренажеры и устройства позволяют: —моделировать как целостные движения, так и отдельные части их; —обучать двигательным действиям и корректировать отклонения от заданной программы движений; —облегчать условия выполнения упражнения; —информировать исполнителя (при наличии технического обеспечения обратной связи) о результате выполнения упражнения.
Это объясняет целевую направленность и возможности данной группы упражнений: при «сознательном упроще-; нии» двигательной ситуации формирование двигательных умений и навыков, общее физическое развитие и акцентированное воспитание отдельных качественных способностей. В соответствии с особенностями конструкций и назначением различают следующие тренажеры и устройства: — развивающие: а) для воспроизведения заданного дей — обучающие: а) простейшие устройства: различного Правильная организация упражнений на тренажерах связана с соблюдением нескольких методических правил: 1) соответствия условий тренажерной работы заданные двигательным структурам (упражнениям разучиваемым или совершенствуемым); 2) строгого дозирования тренажерной нагрузки и контроля за соблюдением двигательного режима; 3) точного определения места тренажерных управлений в ходе занятия; 4) соблюдения принципа индивидуализации в подборе упражнений; 5) четким соотнесением объема тренажерных упражнений с упражнениями в естественных условиях с превалированием последних. 10. Гимнастические игры и эстафеты. Игра — явление историческое. Она возникла на ранней стадии развития человеческого общества. Игры — это своего рода школа, в которой молодые люди получают физическую и моральную закалку, учатся быть ловкими, смелыми, подчинять свое личное «Я» интересам коллектива и с пользой для себя работать на коллектив. Игровая деятельность свойственна всем возрастным группам, ибо игра — явление культуры людей. Методика применения игр в каждом конкретном случае отличается своими особенностями, и зависит от стоящих в данный момент задач физического воспитания. Однако их объединяют и общие методические положения, согласно которым игры становятся универсальным средством оздоровления. Во-первых, подвижные игры вызывают удовлетворенность как результат различных эмоциональных моментов, сопутствующих игре, во-вторых, очень важна реализуемая возможность общения между играющими; в-третьих, неантагонистические противодействия и условное противоборство требуют проявления высоких уровней психофизической подготовленности и поэтому стимулируют совершенствование; в-четвертых, игры несут образовательную и воспитательную функции. Игра используется не только в физическом воспитании детей, ее значение велико в оздоровлении любого контингента. Основное преимущество игры и ее разновидности — эстафеты заключается в том, что нагрузка в них протекает на фоне, как правило, положительных эмоций, а значит и легче переносится. В большинстве игр комплексно проявляются и совершенствуются практически все физические качества и совершенствуются способности их проявлять (и это очень важно) во внезапно возникающих ситуациях. Возможность широкого варьирования двигательных задач, решаемых в процессе игр и эстафет, уровня и характера нагрузки физической и психической — позволяют подбирать и эффективно использовать игры в оздоровлении самых различных возрастных контингентов. Существует несколько классификаций игр и эстафет. Это вполне естественно, поскольку единой унифицированной по какому-либо признаку классификации быть не
может. Поэтому в основу классифицирования, как правило, берется либо организационный, либо функциональный признак. Если рассматривать игры по принципу организации занимающихся, то их правомерно разделять на командные и некомандные. Игры первой группы (их большинство) характерны проявлением относительно сложных отношений между игроками, определяемыми обычно правилами и двигательными задачами. Весьма существенно, что, решая свои функциональные задачи, игроки в то же время в целом работают на свою команду и именно в единстве обеспечивают ее успех. Таким образом, в игре сливается (но не стирается) индивидуальность и коллективизм. Причем, это относится и к играм второй группы, которые основаны на простейших взаимоотношениях немногочисленных, как правило, участников. Функционально игры и эстафеты отличаются содержанием действий и в целом деятельности игроков: это могут быть прыжковые или беговые, «кувырковые» и равновесные, а также смешанные типы действий, обусловленные какими-либо рамками выполнения (простыми или сложными) и конечной целью. Однако в методическом аспекте содержание игры определяется адекватностью выдвигаемых задач и содержательных способов их решения в первую очередь возрастным особенностям занимающихся. Известно, что качества и способности, составляющие психофизическую сферу человека, развиваются гетерох-ронно и асинхронно. Гетерохронность — это некоторое отставание от какого-либо стандартного уровня, асинхрон-ность — неодновременность темпов развития. И то и другое — естественно. Но в связи с этим одни специалисты (чаще всего — по вопросам биологических закономерностей развития) не рекомендуют нарушать естественную динамику развития и соотносить свои воздействия по усовершенствованию различных качественных сторон организма с так называемыми сенситивными периодами, т.е. такими, когда наблюдаются относительно высокие темпы развития; другие же (чаще всего специалисты в области физического воспитания, ближе стоящие к практике) считают возможным «вмешиваться» в естественную динамику функционального развития и специфически нагружать занимающегося, не особо учитывая ее закономерности. Истина, как и положено, лежит посередине. Не перегружая организм, можно использовать любые воздействия в лю- бые периоды. Причем, это в первую очередь касается именно оздоровительных воздействий, предполагающих и разностороннее воздействие и цель - гармоничного развития. В спорте акцентирование зависит во многом от сроков специализированного совершенствования и одаренности занимающегося. В оздоровлении и специалист-преподаватель, и занимающийся более свободны в своем выборе. И, казалось бы, можно полностью положиться на возрастную динамику, но вопрос — как ее оценивать. Согласно ее закономерностям, наибольшие темпы прироста силы наблюдаются в 15—16-летнем возрасте и значит именно в этот период и следует применять силовые упражнения. Однако «беда» в том, что к этому моменту (и далее) прирост веса тела (а по нему-то часто ошибочно и определяют «силу») значительно опережает и по темпам и по достигаемым уровням морфо-функциональное качество силы — самодвигательные способности человека. В результате телесные объемы растут, но возможности ими управлять не прибавляется. А это значит, что в определенной мере момент по развитию так называемой относительной силы (силы, отнесенной на кг веса тела) оказался упущенным. Значит (еще и учитывая цель гармоничного развития) всякие упражнения — силовые, скоростные, ловкостные, выносливостные, гибкостные — следует применять всегда и особо их не выделять. В сенситивные же периоды произойдет естественное увеличение темпов их развития. Значительно сложнее обстоит дело с развитием ловкости. В специальных рекомендациях находим такой посту-ат: в возрасте 5—7 лет дети не обладают высоким уров-ем развития таких качеств, как сила, быстрота, вынос -ивость, поэтому целесообразно в этом периоде занятия посвящать развитию у них ловкости. Но ведь ловкость — есть способность комплексного проявления всех качественных сторон организма: и силы, и быстроты, и выносливости, причем (если расценивать по максимуму) в необычных, внезапно возникающих ситуациях. Как же проявлять качество, если не существует составляющих его частей? Значит, речь в данном случае должна идти отнюдь не о ловкости, а лишь о координационных способностях, которые, только объединившись с (по крайней мере) силой и быстротой, составят в дальнейшем качество ловкости. Здесь смысл вовсе не в различии, а в различении понятий. Потому что, исходя из этого, ставятся задачи, подбираются средства и методы их использования.
Если нужно развивать ловкость, то обязательно следует применять нагрузочные силовые и скоростные упражнения, которые осуществляются соответствующими качествами. Но если у 5—7-летнего ребенка их нет, то задача должна сводиться к развитию координационных диффе-ренцировок двигательных действий, что очень хорошо происходит при так называемых безнагрузочных упражнениях — соответствующих «естественному состоянию» функционального развития «пятилетки». Поэтому и игры, и эстафеты, как средство физического воспитания, должны быть мобилизующими внимание, способности к различению различных сигнальных и двигательных раздражителей и дифференцированному управлению относительно простыми двигательными действиями (точнее - правильному выполнению действий). Однако передерживать детей на простейших «координационных» заданиях нельзя. И условия выполнения нужно усложнять и постепенно вводить новые составляющие действия: силовой и скоростной компоненты, амплитудный. В этом отношении прекрасный пример дают юные гимнасты и гимнастки, которые в 5—7 лет уже владеют сложнейшими скоростно-силовыми навыками. Не надо им подражать, но и бояться применения постоянно усложняющихся средств физического совершенствования не следует. В принципе, в таком «неподготовленном» состоянии может оказаться человек любого возраста. Вот в соответствии с его способностями и надо подбирать индивидуальные задачи и способы их решения, развивать или сохранять психофизические кондиции, которые у 11—13-летней девочки, занимающейся оздоровительными упражнениями, наверняка окажутся более высокими, чем у ее сестры, лишь наблюдающей за физкультурными занятиями. Тем не менее, возрастные особенности и их проявления учитывать надо обязательно. Дети младшего школьного возраста очень любят командные игры и очень стремятся побеждать в них. Некоторые педагоги считают, что командные игры следует применять в более старших возрастах, поскольку проигрыш может негативно повлиять и на тех, кто потерпел неудачу и на межличностные отношения. И в этом — большая доля правды, тем более что дети отличаются максималистскими наклонностями, которые без должного управления со стороны старших могут плохо повлиять на взаимоотношения детей. Но те же максималистские наклонности, правильно управляемые старшими, могут стать основой в стремлении (не просто взять реванш, хотя и это — сильный стимул) к совершенствованию своих способностей. Значит, не прибегая к повторной игре (когда ясно, что иного результата не будет), следует направить совершенствование ребенка на ликвидацию недостатков подготовленности, опосредованно создавать психологическую готовность к игровой борьбе и осознанность возможности победы, и только потом устраивать «матч-реванши». В работе с детьми это очень важно. Но также важно, повторим, изначально подбирать такие игровые задания, которые были бы доступны занимающемуся и не дискредитировали его в глазах окружающих в случае неудачи. Причем, это относится к занятиям любыми упражнениями, а игровыми — в особенности, занимающихся любого возраста: при неадекватной игровой задаче (это же игра! всего лишь игра!) неудача может оказаться запрограммированной и часто оказывается весьма негативным фактором, который предопределит дальнейшее отрицательное отношение к физическому совершенствованию и оздоровлению. К сожалению, отнюдь не единичные такие случаи наблюдаются в среднем и старшем школьном возрастах и, бывает, на всю жизнь. Иногда такие негативные реакции возникают уже из-за неверной организации игры, когда в противоборствующих командах из 6—8 участников по-настоящему в игре принимают участие 2—4 человека, а остальные лишь наблюдают «действо» или (хоть так-то нагружаются) бегают рядом, но даже не получают мяча — и вряд ли испытывают от этого удовольствие. Значит, численный состав команд следует определять таким образом, чтобы возникала возможность задействования в игре всех участников. При этом составы оказываются малочисленными, но активными. А частая смена составов позволяет принять участие в игре всем занимающимся и, главное, с пользой. В играх и эстафетах обычно рекомендуется применять относительно простые двигательные действия, не связанные с техникой гимнастических упражнений. Безоговорочно принять и использовать это правило нельзя. Все зависит от подготовленности занимающихся и цели применения упражнения. Если занимающиеся умеют делать кувырки или гимнастическую стойку, почему их нельзя включать в игру (кто дольше удержит стойку, кто быст-
рее преодолеет дистанцию кувырками) или в эстафету? Ведь и игра, и эстафета могут нести функцию развивающего средства. Но если, независимо от подготовленности занимающихся, целью применения игры является активный отдых, то лучше действительно применять простые задания, типа удержания равновесия на одной ноге с закрытыми глазами или «простенькие» перебрасывания мяча. Кстати, последние могут оказаться, например, для младшеклассников, отнюдь не простенькими, так же как и для лиц пожилого возраста — равновесия даже с открытыми глазами. Значит, выполнение двигательного задания или заданий, из которых состоит игра, должны соответствовать подготовленности занимающихся. В играх и особенно эстафетах в качестве содержания можно использовать всего лишь одно повторяющееся действие — такой вариант подходит для детей младшего школьного возраста или тех, кто в данный момент «на большее не способен» из-за того, что еще не успел подготовиться, а может быть, утратил подготовленность в связи с болезнью. Но другой — более интересный и эмоциональный вариант предусматривает использование набора двигательных действий. В игре, например, сочетание поворотов, равновесий, кувырков и бросков мяча — выполняемых на качество и оцениваемых по количеству допущенных ошибок. При этом возможны и командный и индивидуальный способы организации игры и определения победителя. В эстафете же перечисленные двигательные действия могут составить содержание этапов. Причем, на каждом этапе можно предусмотреть выполнение какого-то одного задания (элемента), но можно и составлять комбинацию их. Последнее — труднее и сложнее, но более эмоционально. В обобщенном виде методические особенности гимнас-тических игр и эстафет могут быть представлены следующим образом: —гимнастическая игра может служить средством психофизического совершенствования или активного отдыха, в связи с чем требуется четкое представление цели ее использования, определение соответствующего содержания и способов организации; —в содержание игры и эстафеты могут включаться простые и сложные двигательные действия — что определяет- ся особенностью цели применения а также возрастными и квалификационными особенностями занимающихся; —в содержание игры и эстафеты могут включаться ординарные или комбинированные двигательные действия -в зависимости от цели применения и подготовленности занимающихся; —целесообразно включение в содержание игры и эстафеты разнохарактерных действий и использование разнообразных игровых ситуаций, а в эстафетах еще и различных преодолеваемых препятствий, а также варьирование условий выполнения этапных заданий; —организация игр и эстафет должна создавать условия для активного участия в них всех занимающихся, а не только подготовленных лучше; —оценка индивидуальных и командных результатов в играх и эстафетах должна поощрять не только победителей, но и тех, кто проявил стремление к победе или лучшему для него индивидуальному результату (вообще впервые, или уверенно, или качественно выполнившего упражнение); —организация игр и эстафет должна предоставлять возможность неоднократного выполнения заданий, не ограничиваясь лишь одноразовым выявлением победителей, но и давая возможность реванша проигравшему;
|