![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные категории менеджмента
Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией. Категории, используемые в управлении: субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению; объект менеджмента – чаще всего выступает работник, но это может быть и предприятие (организация) или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности (производство, сбыт, финансы), процессы, системы (экономические, политические, технические); иерархия менеджмента - это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот; структура управления организацией - понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого; виды менеджмента: - стратегический менеджмент; - маркетинговый менеджмент; - производственный менеджмент; - финансовый менеджмент; - кадровый менеджмент; - инновационный менеджмент. функции – конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами (планирование, организация, мотивация и контроль); методы – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации; стили руководства — это устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений; принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Из этого основного принципа вытекают и другие: - принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении. Он означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения; - принцип научной обоснованности управления. Он означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки; - принцип плановости. Означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться; - принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать решения); - принцип демократизации управления. Реализация данного принципа есть привлечение персонала к управлению организацией. - принцип мотивации. Означает применение системы поощрений и наказаний. Данные принципы не являются какой-то догмой (положение, неизменное при всех обстоятельствах), т.к. экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.
|