Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Пояснительная записка . 3Стр 1 из 14Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка …….…………………………………………………...3 Ведение …………………………………………………………………………..4 Часть 1. На подходе к тренингу Речевые недостатки ……………………………………………….....7 Анатомия и физиология речевого аппарата ………………………..8 Физиологические свойства речевого голоса. Недостатки речевого голоса …………………………………….....10 Дыхание в воспитании речевого голоса ……………………….. …11 Резонирование и артикуляция в работе над воспитанием речевого голоса ……………………………………………………. ………….12 Методика постановки гласных звуков ………………………… ….14 Согласные звуки ………………………………………………….....17 Нормы современного литературного произношения. Произношение гласных звуков………………………………….. …38 Произношение согласных звуков.………………………………... 39 Особенности русского ударения………………………...………….45 Часть 2. Тренинг Разминка ………………………………………………..………….. 49 Упражнения ………………………………………..………………. 53 Заключение.....………………………………………………….……………... 79 Список рекомендуемой и использованной литературы……………………..80 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов первого курса по специальности «Актерское искусство». Его методической основой являются система К.С. Станиславского и экспериментальные разработки М. Чехова. Это пособие должно помочь студентам, начинающим свое обучение, получить необходимые теоретические знания об устройстве речевого аппарата, нормах русского литературного произношения, специфических особенностях сценической речи, а также, на практических и индивидуальных занятиях вместе с педагогом, совершенствовать и развивать свои речеголосовые возможности. Разумеется, в одно пособие невозможно вместить весь объем знаний по этому предмету: меняется время, меняются и методики. Однако какую бы методику ни избрал для себя преподаватель, главная цель обучения – овладение студентами «школой», фундаментом, необходимой техникой, которой должен быть оснащен будущий актер. Ведь только это дает ему право работать в профессиональном театре. В настоящее учебное пособие включены переработанные материалы классических учебных пособий по сценической речи, а так же новые материалы по данной дисциплине. В своей работе автор опирался не только на методическую литературу, но и на собственные практические знания и опыт коллег-педагогов, в особенности своего учителя, профессора СпбГАТИ, заслуженного деятеля искусств России, действительного члена Петровской Академии наук и искусств Ю.А. Васильева. Представленная в пособии методика формирует у студента профессиональную компетенцию – ПК-16 – «умение органично включать все возможности речи, ее дикционной, интонационно-мелодической и орфоэпической культуры, способность вести роль в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово-стилистическом ансамбле с другими исполнителями». ВВЕДЕНИЕ «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям» В. Короленко «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал» Саади Как сделать так, чтобы речь, как один из основных элементов выразительности, не была бы бытовой, тусклой или, наоборот, декламативной, чтобы при естественном звучании (мягкой голосовой атаке) все-таки происходило высказывание, внятное, наполненное, эмоциональное. Этот вопрос во все времена интересовал теоретиков актерского мастерства. «Хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи», - писал Константин Сергеевич Станиславский [1]. Ту же мысль высказывал и Михаил Чехов: «Мертва современная сценическая речь. Ей надо дать подвижность, пластичность, красочность и музыкальность. Надо раскрыть глубокую лиричность гласных и поразительное художественное отображение внешнего мира, заложенное в согласных. Каждая отдельная буква (звук) таит в себе неисчерпаемые возможности художественной выразительности. Смысловой, интеллектуальный подход современного актера к слову, к сценической речи закрывает перед его сознанием особую жизнь звука (буквы) в слове… Тридцать шесть букв алфавита можно скомбинировать так, что из их комбинации возникает всего лишь газетный фельетон, но эти же тридцать шесть букв можно скомбинировать и так, что в результате возникает «Фауст» Гете! То же и с речью актера на сцене. Путем целой системы упражнений актер может достичь способности так доносить слова своей речи, что они сами по себе, независимо от интеллектуального значения слова, уже будут художественным произведением неотразимой красоты, силы и убедительности. Надо – по специальному точному методу – овладеть основными нюансами речи, из которых хлынет мощным потоком неисчислимое богатство оттенков, звучаний и интонаций. И тогда после многих, многих лет работы речь на сцене оживет и будет в состоянии служить огромным художественным задачам будущего театра». [2] И Станиславский, и М.Чехов говорили о том, что каждому актеру необходимо совершенствовать свою речь, приспосабливать процесс говорения под условия сцены, и что эта задача является одной из самых трудных. Действительно, работа над техникой речи – процесс трудоемкий и длительный, требующий осознанного отношения к занятиям, терпения и желания. Тренируя дыхание, работая над дикцией, развивая голосовой диапазон, необходимо помнить, что все это направлено на самое главное – донесение до зрителей всех нюансов движения мысли и чувства. В жизни мы не даем себе конкретного задания расслабиться, вдохнуть, выдохнуть. Это происходит естественно, как само собой разумеющееся. Однако актерская игра все-таки существенно отличается от жизни, несмотря на то, что тесно с нею связана. В этом методическом пособии предлагается особая методика работы, которая помогает живому, естественному, эмоциональному существованию актера на сцене, проживанию своей роли. Предложенные здесь тренинги способствуют концентрации внимания, развивают речевой слух, ритм, воображение и фантазию будущих актеров. Процесс обучения сценической речи должен быть творческим, а для этого необходимо полностью погружаться в предлагаемые обстоятельства, образы, соединять практические и художественные задачи в тренинге. Тренинг – это не случайный набор упражнений, а целый комплекс, включающий в себя: дыхание – дикцию – резонаторы и ритмическую настройку – подход к слову – подход к речевой фразе. Тренинг помогает будущему актеру преодолеть те трудности, о которых так ярко писал К.С.Станиславский: «Оглядываясь назад, я понял, что многие из прежних моих приемов игры или недостатков – напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, усталости, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актерский пафос – появляются очень часто потому, что я не владею речью (голосом), которая должна дать то, что мне нужно и выразить то, что живет внутри [3]». Тренинг учит мотивировать рождение слова, что само по себе является необходимым фактором в актерской профессии. Об этом говорил М.Чехов: «Душа художника не терпит насилия над собой. Это знает, вероятно, всякий из вас. Ей нельзя приказать «люби», «страдай», «радуйся» или «ненавидь». Она остается глуха к приказаниям и не отзовется на насилие. Душу можно только увлечь. И вот система дает нам методы, с помощью которых можно увлечь душу и увлечь ее тем материалом, который изберет для себя художник [выделено нами]». [4] Постараемся поэтапно проследить за этим процессом. Студенты приходят на первое занятие. Для многих из них ново само понятие дисциплины «сценическая речь». Они впервые слышат о том, что читать громко и выразительно – это еще не все, а точнее, совсем не то, чем должен быть оснащен будущий актер. Именно с этого момента начинается настоящая работа.
|