![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Резонирование и артикуляция в работе над воспитанием речевого голоса
Воспитывая и развивая речевой голос, следует иметь четкое представление о том, что такое артикуляция и резонирование, атака звука, опора голоса, регистры и диапазон. Артикуляция – это деятельность внешней и внутренней ротовой глоточной системы, связанной с произнесением звуков речи и различных их сочетаний, которые составляют слоги и слова. Об органах артикуляции уже говорилось выше. Артикуляционный аппарат богат мышечным чувством, а импульсы, идущие от него в слуховую и зрительную зоны головного мозга, создают так называемую обратную связь. Благодаря этой связи можно организовывать правильное физиологическое развитие голоса. Резонирование – это максимальная концентрация звуковых волн. Явление резонанса связано с тем, что голос представляет из себя звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Воздушная струя, прежде чем попасть во внешнее пространство, проходит через ряд внутренних органов человека, которые представляют из себя некие полости. Эти полости и представляют собой систему резонаторов, которая создает голос человека. К резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и его придаточные полости, зубы. В процессе речи все части резонаторного и артикуляционного аппаратов находятся в тесной взаимосвязи и подчинены слуху. Атака звука происходит в момент его образования, в начале звука. Термин «атака» обозначает способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие, включить в работу голосовые складки. Ее еще называют «началом голоса», поэтому умение владеть первоначальным образованием звука, т.е. его первой атакой, имеет большое значение в воспитании речевого голоса. Опора голоса – это термин, употребляемый для характеристики устойчивого, правильного оформленного голоса и манеры голосообразования. Диапазон – это звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение «перебрасывать», легко поднимать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звучания своего голоса – необходимое условие владения интонацией речи. Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом, называется регистром речевого голоса. В речевом голосе различают: Грудной регистр – грудное резонирование. Голосовые складки плотно смыкаются, образуя низкие тоны речевого голоса. Головной (верхний) регистр – преобладает головное резонирование. Характерны вибрационные ощущения в области головы и лица. Смешанный (средний) регистр – состоит из звуков среднего звучания. Его еще называют центральной частью голоса. Огромное значение в процессе обучения имеет определение центрального звучания голоса. Центром речевого голоса называется часть речевого диапазона, которая звучит наиболее легко и свободно, без мышечного напряжения. Дикция – это ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Внятность позволяет актеру выразительно и точно передавать мысли. Артикуляционная упругость и звучность каждого слога – одно из непременных условий сценической речи. Слог – это наименьшая единица речи, но и он требует усилий, не только артикуляционных, но и дыхательных.
|