Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности русского ударения.
Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика? Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (вОля, брОд), и на второй (свобОда, прирОда), и на третий (молокО, молодОй) и т.д. Такое ударение называется также разноместным. В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда «падает» на последний слог. Отсюда ударение в словах, заимствованных из французского: одеколОн, эскимО, пломбИр, туалЕт, шофЁр, комбинезОн, салЮт, дебЮт, магазИн. В польском языке ударение всегда «падает» на предпоследний слог: ВаршАва, ОсвенцИм, КрАков, СОпот, ВИсла, ЗелЕна ГУра, ВрОцлав, ПОзнань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог: ПрАга, КАрповы ВАры, чЕхи, ВлтАва, ВЕнгрия, ФЕренц ЛИст, ШАндор ПЁтефи, ФЕренц РАкоци. Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова: понЯть – пОнял – понялА сестрА – сЕстры стенА – нет стенЫ Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается и в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбИще, паспОрт, эпигрАф, воздУх, библиОтека, музЫка, призрАк, рОскошный, случАй. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произношениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и произведениях других поэтов и писателей. · Гремит музЫка полковая. А.С.Пушкин · ВертИт очами так и сяк. · Ворон не жарят, не варЯт. И.А.Крылов Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах, надо почаще думать о них или лучше хорошенько запомнить: Брал- бралА – брАло – брАли Взял – взялА – взЯло – взЯли Внял – внялА – внЯло – внЯли Гнал – гналА – гнАло – гнАли Дал – далА – дАло – дАли ДОнял – донялА – дОняло – дОняли ЗАнял – занялА – зАнял – занЯли НАнял – нанялА – нАняло – нАняли Отнял – отнялА – Отняло – Отняли НАчал – началА – нАчало – нАчали ПОнял – понялА – пОняло – пОняли ПрИнял – принялА – прИняло – прИняли Часто возникают сомнения по поводу того, как сказать, например: бОйка или бойкА, вЕселы или веселЫ, гордЫ или гОрды. Поэтому необходимо запомнить: БОек – бойкА – бОйко –бОйки ВЕсел – веселА – вЕсело – вЕселы ВрЕден – вреднА – врЕдно – врЕдны ГОлоден – голоднА – гОлодно – гОлодны Горд – гордА – гОрдо – гОрды
|