Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы проведения наблюдения. Типы включенности.
В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом. 1. По форме организации выделяют: ♦ формализованное (структурированное, стандартизирован ное, контролируемое); ♦ неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное). 2. По степени включенности наблюдателя выделяют: ♦ невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вме-шиваясь в ход его протекания; ♦ включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог дей-ствует под вымышленным именем, скрывает истинную профес сию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. 3. По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми специалисты выделяют: ♦ скрытое наблюдение; ♦ открытое наблюдение. 4.По месту проведения наблюдения делятся на две разновидности: ♦ полевые наблюдения; ♦ лабораторные наблюдения. 5.По регулярности проведения наблюдения делятся на: ♦ систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени); ♦ несистематические (проводятся без всякого заранее составленного плана в течение неопределенного времени). Принципы наблюдения (Малиновский, Кули): - погружение исследователя в изучаемую среду, при этом наблюдатель изолирован от культурной среды, носителем которой он является. Исследователь стремиться освоить культурные коды той среды, в которую он погружается - освоение практик повседневной жизни, принятой в данной среде - наличие влияния исследователя на историч ход жизни объекта психология. 2. Концепция Клиффорда Гитрца «Плотное описание». Понятие Рефлексии. Современные тенденции в написании текстов. КОНЦЕПЦИЯ ГИРТЦА: Гирц рекомендует изучать культурные феномены посредством эмпирическим полевым исследованием, а этнографию (Гирц обычно использует термин этнография, а не антропология) не как серию технических приемов, а как отношение, установку. Он стремится к пониманию значения символа людей, которые их используют. По Гирцу, “культура является не источником причинности, а контекстом понимания. Гирц называет свой метод “плотным описанием”, которое выходит за пределы описания “происходящего” и стремится к объяснению структур значения, внутри которых “случающееся” является значимым.” РЕФЛЕКСИЯ: Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»). Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональнойсферы). КОНЦЕПЦИЯ АВТОЭТНОГРАФИИ: Соколовский разделяет термин «автоэтнография» на три составляющие: авто - (персональное, или личностное измерение), этно - (социокультурное измерение) и графия - (исследовательская проблематика, связывающая повествование с текущими научными дебатами).Готлиб А. С выделяет следующие черты автоэтнографии: - ориентация на познание культур разнообразных общностей через изучение конкретных повседневных практик самого исследователя; - стремление к подробной, всесторонней репрезентации реальности (полевые заметки, нерративное интервью); - самоанализ. Целью автоэтнографии С. Волл называет признание неразрывной связи между личным и культурным, а также освобождение места для нетрадиционных форм исследования. В использовании таких методов нужно проявлять умеренность.
|