Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 19






Исследование действием. Зарождение метода. Типы проведения исследований. Социодрама. Инновационные семинары. Концепция В.С.Дудченко Оргдеятельностные игры. Подход Г.П.Щедровицкого. Понятие брейнстроминга.

Action Research или Исследование действием это группа стратегий исследовательской или оценочной деятельности, состоящей из последовательности событий, способствующих не только выявлению, но и решению проблемы (определению реальных потребностей членов социальной группы и путей их реализации, определению разногласий в организации и нахождению компромиссов и пр.) характеризующейся набором этических и ценностных принципов активного и равноправного взаимодействия всех участников исследовательского процесса или всех заинтересованных лиц (демократичное сотрудничество) предполагающей постоянную рефлексию всех участников процесса, и особенно исследователя/оценщика (то есть AR – это исследование в процессе действия, это исследование, сопровождающее и предопределяющее действие), при этом не исключающей использование самых разных методов сбора и анализа данных (количественных и качественных), дополняющих и объясняющих основную череду предпринимаемых действий.

 

Типы Action Research:

1. Исследование в процессе сотрудничества и соучастия (co-operative/participative action research)

2. Исследование в процессе активного обучения (learning action research)

3. Критическое исследование действием (critical action research)

4. Индустриальное/корпоративное исследование действием

5. Индивидуальное социои психотерапевтическое исследование (narrative inquiry)

Зарождение метода.

Теоретико-методологические истоки идеи AR, пусть и в дале ком от современной завершенности виде, специалисты видят в:

а) аристотелевском учении о праксисе как единстве познава тельной и преобразующей деятельности;

б) прагматической философии Джона Дьюи (1859—1952), про вогласившего, что наилучший способ познания открывается че рез практические действия с предметами;

в) постпозитивизме, заявившем, что научное познание не сводит ся исключительно к количественным и математическим методам.

 

За рубежом AR начали широко применяться начиная с середи­ны 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг.

Родоначальником нового метода высту­пает американский психолог Курт Левин (1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, каковы вещи на самом деле, по­пытайтесь изменить их».

Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравни­тельное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию.

До него идеи исследования через вмешательство высказывал Дж. Морено. Для него исследовательский процесс выступал составной частью со­циального движения.

В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Кори в 1949 г.

После Второй мировой войны большой вклад в эту область внес социальный психиатр Эрик Трист. Он и его коллеги иссле­довали не малые группы, а крупномасштабные социальные про­блемы, связанные с институциональным и организационным контекстом.

В 1960—70-е гг. A R успешно применяли социологи и антропо­логи, особенно в Латинской Америке, изучая социальную напря­женность, конфликты и их политические последствия.

 

Социодрама.

Социодрама есть вариант исследования действием. Кон­сультант предлагает группе в конкретном взаимодействии попытаться решить какую-то конкретную проблему. Взаимодействие это происходит в лаборатор­ных условиях, а реальная проблема взята из их организационной жизни. Та­ким образом, исследуется действием какая-то реальная проблема. Участники социодрамы формируются на основе позиционного и профильного анализов. Группам предлагается вступить в прямое взаимодействие по какой-то конк­ретной проблеме. При этом сначала осуществляется идентификация групп, т. е. определяется, кто в эту группу входит, какие вообще группы по поводу данной проблемы возникают. Потом происходит взаиморефлексия групп, т. е. группы пытаются определить интересы друг друга и ту позицию, которую они займут в конкретном взаимодействии. Возникает взаимная прорефлексия, т. е. в воображаемом будущем группы пытаются определить варианты по­ведения друг друга и собственного поведения.

Затем предлагается обмен образами друг друга, выявление несовпадений (а они всегда значительны!), причин их, корректировка взаимных представле­ний, выработка совместных действий.

Инновационные семинары.

Инновационный семинар – это наиболее развитая и отработанная технология, реализующая инновационный метод. Инновационный семинар представляет собой особую форму организации совместной деятельности людей по решению сложных размытых проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. Главный путь к решению проблем – всестороннее развитие участников.

Особенности технологии проведения:

1. Основным содержанием работы на инновационном семинаре является решение практических проблем и задач компании.

2. Работа над содержанием ведется неотчужденно на стыке личных задач участников с задачами организации (собственников, первого лица и т.д.). Тонкая атмосфера включенности порождает мотивацию и реальную ответственность участников к реализации принятых на семинаре решений.

3. Для работы над содержанием используется богатый арсенал методов и средств стратегического планирования, системного анализа, управления будущим, рефлексии и т.д. Активно используются различные средства модерации, фасилитации, организации групповой и межгрупповой работы.

4. Работа над основным содержанием ведется сразу на нескольких уровнях:

· интеллектуальном (анализ, идеи, схемы, методы и т.д.);

· эмоциональном (мотивы, переживания по поводу содержания, страхи, доверие, надежды, причастность, признание и т.д.);

· телесном. Консультанты помогут на уровне тела почувствовать различные барьеры и ограничения, возможности для взаимодействия, собственные скрытые ресурсы и т.д.

Оргдеятельностные игры.

Вячеслав Сергеевич Дудченко (1940–2007) — доктор социологических наук, специалист в областях стратегического менеджмента.

В ходе развития общества в целом и отдельных организаций, в частности возникает необходимость управлять этим процессом, для чего требуется фиксация и нормировка нового порядка мышления, новых технологий воздействия на организации. Условия предприятий, руководство которых предлагало нам для решения свои проблемы, требовали отказа от чисто исследовательского подхода (надо было решать, а не изучать), от однопредметного взгляда на ситуацию, от позиции «посторонних», от средств, имеющих узкий спектр воздействия (типа тренинга).

В ходе работы в этом направлении и была создана Программа инновационной игры.

инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

Под инновационной игрой он понимал особый метод решения перспективных проблем человека в организации как системный метод решения сложных проблем, метод организации деятельности социальных групп и личности. Инновационные игры рассматриваются как специальный вид социальной технологии, включающий выработку инновационных решений, проектирование нововведений, программирование их внедрения, обучение и тренинг участников

 

Основные категории оргдеятельностной игры в концепции Дудченко:

Выработка решений. Основной рабочей целью в игре является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы.

Проектирование. Решения, полученные на предыдущем этапе, должны быть глубоко проработаны и обоснованы. Эта работа ocуществляется в форме проектирования.

Программирование. требует быстрой и точной ориентировки в ситуации нововведения, переориентации с технических аспектов нововведения на соорганизацию всех участников внедрения.

Обучение. Одна из основных целей в игре — обучить участников специальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал