![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические подходы к социальной работе с группойСтр 1 из 6Следующая ⇒
Технология социальной работы с группой Место темы в учебном курсе В данной теме рассмотрены основные подходы к проблемам социальной работы с группой, показаны технологии работы с клиентами при различных случаях, определены этические принципы взаимодействия с клиентами. Основные рассматриваемые вопросы 1. Теоретические подходы к социальной работе с группой. 2. Этические принципы социального группового работника. З. Общая модель социальной работы с группой.
Теоретические подходы к социальной работе с группой Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельностис группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, где социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом контексте для социальной работы данного уровня характерно следующее: · проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы; · ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора; Фасилитация - метод социальной работы, с помощью которого налаживаются связи между клиентом и социальными системами. · ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями; · присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов; · создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями. Методология и технология социальной работы с группой базируется на теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии. Социальная групповая работа это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, который помогает личностям расширять их социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться с их индивидуальными, групповыми проблемами или проблемами в микросоциуме. Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемах, связанных с социальным функционированием, то в групповой психотерапии – на эмоциональных и психологических процессах у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет ее познавательные границы, и в этой связи употребляются два понятия «групповая терапия» и «групповая работа». Групповая психотерапия - направление психотерапии, использующее особенности поведения людей в группе в целях разрешения их психологических проблем Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента. Социальная групповая работа - это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко - от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа включает следующие виды деятельности. 1. Развитие целой группы и отдельного члена группы. 2. Развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы. 3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы. 4. Развитие автономности в группе. Взаимопомощь - усилия людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу. Основную теоретическую модель групповой работы обосновали Папел и Ротман. В ее основе лежат теоретические подходы из эгопсихологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации. Эгопсихология предлагает концепции, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность социальному работнику понимать поведение клиента как отдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивидуальное приспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство. При изучении Я в эгопсихологии особое значение уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я. Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование, имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениями эгопсихологии, социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды. Основываясь на концепции эгопсихологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление и конфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление не рассматривается только как интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эгопсихологии основное предназначение работы с группой - поддержка психического здоровья личности, его идентичности, развитие самореализации. Когнитивные теории и теории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии, определить ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуют друг друга», как формируется их знание о мире и ситуации. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия. Терапевтическая значимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы - помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию в ином ракурсе. Теория отношений. Рассматривает межличностные отношения как фактор взаимовлияния Людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как определенные, устойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для «выстраивания» психологической дистанции в процессе межгруппового общения. Ролевая теория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим теми или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия, для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе. Теория коммуникации. В основе лежат представления о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. Теория коммуникаций дает возможность социальному работнику наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы по преодолению их, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении. Групповая динамика - процессы взаимодействия членов группы: образование в группе подгрупп по интересам; появление в группе лидеров и их уход; развитие группы; изменение ролей членов группы. Первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-е гг. Дж. Клейном. В основе его классификации систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для данного времени, что дало возможность предложить ему следующую классификацию. 1. Группы досуга. 2. Образовательные группы: · группы семейного образования; · группы профессиональной ориентации; · группы свободного выбора. 3. Социальные группы: · нацеленные на сохранение адаптивных моделей поведения; · нацеленные на изменение адаптивных моделей поведения. 4. Терапевтические группы. Исследователи Папел и Ротман в 1970-е гг. предложили другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им наметить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи). Moдель социальных целей представляла собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников однaкo она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социaльной работы. Клиническая мoдeль групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели xapaктepeн определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение. Модeль взаuмодействuя соcтoит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики. В таблице представлены различия групповой работы в пределах их моделей. Таблица 1
|