Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели социальной групповой работы
|
| Модель социальных
| Клиническая модель
| Модель
| |
| целей
| | взаимодействий
| |
| Социализация и
| Интеграция и
| Адаптация,
| | Тип сервиса
| потребление
| адаптация
| социализация,
| |
|
|
| интеграция
| |
|
|
| потребление
| |
| Помощник
| Агент
| Посредник
| | Роль социального
|
| взаимодействия
|
| | работника
|
|
|
| |
| Участник, гражданин,
| Девиант,
| эго и альтер зго
| | Образ члена
| возмущенный.
| представитель
|
| | группы
| руководитель
| какой-либо малой
|
| |
|
| группы
|
| |
| Широкий ряд
| Использование
| Обручение членов
| | Тип деятельности
| деятельностей и задач,
| директивных и
| грппы в процессе
| |
| включающий в свой
| недирективных
| интерперсональных I
| |
| состав работу в
| средств влияния,
| отношений
| |
| микросоциуме
| включающих в свой
|
| |
|
| состав добавочные
|
| |
|
| средства группы
|
| |
| программирование
| Интервенции в
| Категоризация и
| | Необходимые
|
| групповом
| диалог
| | умения
|
| процессе,
|
| |
|
| достижение
|
| |
|
| специфических
|
| |
|
| целей
|
| |
| Эклектическая
| Социальная ролевая
| Системная теория
| | Теоретическая база
| теоретическая база
| теория,
| и теория поля
| |
|
| социобихевио-
|
| |
|
| риальная теория, эго-
|
| |
|
| психология,
|
| |
|
| групповая динамика
|
| | Цель группы
| Социальное сознание и
| Лечение социальной
| .Достижение
| |
| социальная
| дисфункции и
| обоюдной помощи
| |
| ответственность
| специфических
| системы;
| |
|
| поведенческих
| начальные, но.
| |
|
| взаимодействий
| специфические цели
| Как считает М. Пейн, к началу нового века сложились три основные модели социальной работы с группой: клиническая модель, модель взаимопомощи, социально- ориентированная модель.
Таблица 2
Классификация теорий групповой работы по М. Пейну
| Робертс и
Новен
(1976)
| Фелдман и
Водарски
(1975)
| Папел и
Ротман
(1966)
| Дуглас
(1979)
| Болгопал и
Васил
(1983)
| Браун
(1992)
| | | общая
организа-ционная
| традицион-
ная
| лечебная
взаимо-
помощи
| эклектичная
лечебная
взаимо-
помощи
средовая
| лечебная
средовая
развива-
ющая
| регулярных встреч
«господствующая»
психотерапевтическая
|
| | психо-
социальная
функци-
ональная
средовая
|
|
|
|
| личность-ориентированная
(гештальт)
психодрама (транс-
активный анализ)
| | развива-
ющая
гуманисти-
ческая
| групп-
ориентирован-
ная
|
| групп-
ориентирован-
ная
процессуальная
развивающая
стадий зрелости
личностного
роста
решение задач
|
| проблемно-ориентированная
(решения задач)
социальных навыков
управляемых
групповых взаимодействий
| | решение задач
кризисной
социализации
интервенции
проблемно-
ориентированная
|
поведенчес-ких
изменений
|
социально-
ориентирован-ная
|
поведенческая
социально-
ориентирован-ная
|
поведен-ческая
| социально-ориентированная
социального взаимодействия
самоуправления
взаимной поддержки
активизации
регистрации
диагностики
ведение
|
В клинической модели под группой понимается совокупность индивидов, находящихся в трудной жизненной ситуации, групповая деятельность направлена на работу с поведенческими отклонениями.
Модель взаимопомощи связана с межгрупповой поддержкой, когда члены группы принимают совместное участие в разработке программы помощи наряду с социальным работником.
Социально ориентированная мoдeль направлена на работу по активизации различных групп населения, среди которых можно выделить работу с молодежью, работу в микросоциальной среде и т. п.
Oднакo необходимо отметить, что групповая работа сегодня приобретает все более мультидисциплинарный характер, где группы самопомощи имеют все более весомое значение в теории и практике социальной работы. Терапевтическое воздействие в таких группах не является приоритетным, а главным является личностное развитие клиента на основе коллективного опыта и солидарности. М. Пейн дает обобщенную таблицу подходов к групповой работе, которые сложились в практике социальной работы ХХ в.
|