Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Терапевтический процесс
Группа рассматривается как система обслуживания клиентов, представляет определенный континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, направленный на решение проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных элементов, куда входит организационный процесс, работа по привлечению новых членов группы, выявление проблем и интересов, установление контракта, обеспечение обслуживания в соответствии с условиями агентства и целями группы. Групповой континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и процедуры. Так как процесс группового развития осуществляется непрерывно, социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и вклада отдельных членов группы. Достижение целостности группы, реализация принципа «группа как целое», осуществляется поиском общности, которая может бытъ в общности интересов, сходной трудной жизненной ситуации, в этнической принадлежности, поло-ролевой идентификации и т. д. Такие факторы являются межабонентскими связями, позволяющими группе проходить все стадии группового развития. Основной задачей социального работника является усиление группового и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в принятии решении, оценке ситуаций, результатов действий. Социальный работник помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией; это осуществляется для продвижения группы на всех стадиях ее развития. Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий социального работника, усваиваются методы помощи себе и другим людям. Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы. Парадигма вмешательства социального работника в терапевтический процесс достаточно велика, она может включать в себя как игры и моделирование ситуаций, так и работу с фантазиями. Стадии терапевтического процесса Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные периодизации группового развития, одна из которых в социальной работе была предложена Г. Конопкой. Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие стадии: l-й этап - целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы; 2-й этап - управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы; З-й этап - установление вербальной коммуникации между членами группы; 4-й этап - установление невербальной коммуникации между членами группы; 5-й этап ~ целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды. Вместе с тем можно отметить, что стадии работы с группой, выделяемые современными исследователями Майером, Сари u Галuнскu, uмеют общuе noдxoды, несмотря на терминологические u структурные разлuчuя. Такuм образом, основные cтaдuu группового развuтия можно npeдcmaвuть в вuдe следyющей обобщенной схемы. 1. Стадия ориентации - клиенты осознают себя в качестве члена группы, происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность». 2. Стадия власти - оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространяться агрессия к одному из членов группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы. 3. Стадия переговоров - происходит структурированиe группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания. 4. Функциональная стадuя - стадия активно работающей группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг друга, искренность и спонтанность - характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения. 5. Стадия pacnaдa группы - ситуация, при которой отдельными членами группы и группой в целом происходит осмысление и решение своих проблем, формулируется задача о необходимости окончания совместной групповой деятельности;
|