Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компенсации и компенсационные выплаты






 

В Трудовом кодексе РФ используются понятия – компенсации и компенсационные выплаты. Необходимо различать эти понятия.

Так в соответствии со ст.164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.[597]

В Трудовом Кодексе не указано, какие именно затраты подлежат возмещению. Физические и умственные усилия при исполнении трудовых обязанностей оплачены работнику, то есть ему выплачена заработная плата. Компенсации же как возмещение затрат не являются вознаграждением за труд (не входят в систему оплаты труда, на них не начисляются страховые платежи, они не учитываются при исчислении среднего заработка, пенсий, пособий и иных социальных выплат, не облагаются НДФЛ, из них не производят никакие удержания. Компенсации обязательны для всех работодателей.

Компенсации можно разделить на два вида:

1. Компенсации в возмещение расходов, связанных с исполнением работников своих трудовых обязанностей:

- Возмещение фактически понесенных и документально подтвержденных расходов (ст.168, 168.1, 302, 187, 169 ТК РФ): служебные командировки, служебные поездки разъездного характера, вахтовый метод, повышение квалификации, переезд на работу в другую местность;

- Возмещение или предотвращение расходов, связанных с мероприятиями по охране труда (ст.221, 213, 222, 223 ТК РФ): средства индивидуальной и коллективной защиты, медосмотры, молоко, лечебно-профилактическое питание или компенсация питания, санитарно-бытовое лечебно-профилактическое обслуживание работников;

- Возмещение расходов на проезд к месту обучения, оплата проезда в отпуск в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 173, 174, 325 ТК РФ);

- Возмещение стоимости личного имущества работника в интересах работодателя (ст.188 ТК РФ).

2. Компенсации в возмещение потерь, понесенных работником в результате неправомерных действий работодателя:

- Возмещение материального ущерба (ст.235, 236 ТК РФ): денежная компенсация ущерба имущества работника, денежная компенсация за задержку заработной платы, отпускных и других выплат, причитающихся работнику;

- Возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя (ст. 237 ТК РФ);

- Возмещение ущерба, причиненного здоровью работника, пострадавшему в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, связанные с повреждением здоровья в виде дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, либо возмещение расходов в связи со смертью работника членам его семьи (ст.184 ТК РФ).[598]

Так же в Трудовом кодексе РФ имеется понятие - компенсационные выплаты, которые входят в состав заработной платы в соответствии со ст. 129 ТК РФ - это доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера.[599] Компенсационные выплаты относятся к элементам оплаты труда и работодатель должен выплачивать с них социальные страховые взносы, а работники облагаются НДФЛ.

К компенсационным выплатам относятся:

- Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям: районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данной местности (ст.315, 316, 317 ТК РФ, п.1, 3, 11 ст. 255 ТК РФ);

- Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (ст.151, 60.2 ТК РФ, ст.255 НК РФ);

- Доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (ст.147 ТК РФ, п.3 ст.255 НК РФ);

- Доплаты за работу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 129 ТК РФ);

- Оплата труда при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ);

- Оплата при временном заместительстве (ст. 72.2 ТК РФ);

- Оплата работы в сверхурочное время (ст. 99, 149, 152 ТК РФ);

- Оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);

- Оплата работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ, п.3 ст.255 НК РФ).[600]

Исходя из изложенного выше - главное отличие компенсаций от компенсационных выплат в том, что компенсации не входят в систему оплату труда, а компенсационные выплаты входят в состав заработной платы. Таким образом, данные категории, частично являются элементами системы вознаграждения (оплаты труда), а частично – затратами работодателя.

Яныбаева А.Ф., студентка Уральского филиала

Российского государственного университета правосудия

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА ПРИМЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ [601]

 

В трудовых правоотношениях существует множество проблем, которые требуют своего решения. Исключением не является и механизм осуществления трудовых прав. Данные проблемы будут рассмотрены в этой на примере содействия занятости выпускников в Челябинской области.

В 2009 году Законодательным собранием Челябинской области был принят закон № 457-ЗО «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Закон был принят в целях установлении дополнительных гарантий в области трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования, ищущих работу впервые.

Закон был принят еще в 2009 году, но, тем не менее, анализ данного закона, а также практики его применения позволяет сделать вывод, что, нормы не реализуются на практике, а отсюда уже следует, что возникают проблемы в механизме реализации прав такого субъекта, даже не смотря на то, что он еще фактически не является работником.

Во- первых, необходимо выявить проблемы с точки зрения структуры механизма. В структуру механизма осуществления прав входят: 1) наличие совершенных правовых норм (качественное законодательство); 2) меры организационного обеспечения субъективных гражданских прав, включая надлежаще организованную деятельность органов и должностных лиц, применяющих гражданско-правовые нормы; 3) правовую информированность субъектов гражданского права; 4) принципы осуществления субъективных гражданских прав; 5) правомерное поведение субъектов гражданского права.

Наличие совершенных правовых норм, безусловно, залог качества не только самих норм права, но и их применения. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. В данном случае прослеживается именно такая ситуация, когда закон № 457-ЗО «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования» сам по себе является несовершенным с точки зрения юридической техники.

Роль правовой информированности субъектов также не следует недооценивать. Если субъекты не будут владеть такой информации, то соответственно, они и не смогут пользоваться правами, которые на самом деле они могут обладать. В контексте рассматриваемого вопроса, можно сказать, что Закон № 457-ЗО является недействующим, так как не действует механизм информированности.

Принципы осуществления субъективных прав играют также важную роль. Механизм осуществления субъективных прав в отношении данного закона не работает, поскольку не соблюдаются принципы. Например, принцип равенства: действие норм, которые касаются квотирования рабочих мест для инвалидов и неприменение норм рассматриваемого закона. Получается, что при наличии лишь формальных оснований равенства возможностей данных субъектов, фактически выпускники оказываются в более затруднительном положении.

Проблемы существуют и относительно стадий механизма осуществления субъективных прав. Механизм состоит из следующих стадий: предреализационный этап; формирование субъективного права; установление субъективного права; процедурная стадия реализации; защита нарушенного права; стадия фактического и юридического осуществления права.

Проблемы возникают на стадии установления права, которая вытекает прямо из проблемы такого структурного элемента механизма как правовую информированность субъектов.

На стадии процедурной реализации права происходит выполнение определенных процедур, которые направлены на реализацию основного права. На примере закона Челябинской области N 457-ЗО мы видим, что в статье 2 такие процедуры просто прописаны в назывном порядке, т.е. отсутствуют иные акты, которые бы более подробно регламентировали бы данные процедуры.

На стадии защиты нарушенного права возникают самые существенные проблемы. Если право обозначено в законе, то, следовательно, субъект может его осуществлять, но здесь важно обратить внимание, что осуществление права невозможно без наличия действий другой стороны - работодателя. На практике мы видим, что во многих случаях работодатель не желает брать на работу такого субъекта, получается, что работодатель не соблюдает нормы, которые установлены законом Челябинской области N 457-ЗО. Защита права в принципе возможна, но в таком случае просто будет признан факт несоблюдения работодателем данного закона, никакой санкции за это не следует, а значит, что это не помешает работодателю в дальнейшем придерживаться такой позиции.

Последней стадией осуществления права является его фактическая реализация. Говорить вообще о наличии данной стадии приходится крайне редко, так как этому препятствует ряд проблем, которые были названы выше.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют проблемы не только относительно структурных элементов механизма осуществления субъективных прав, но также и касательно стадий данного механизма. При этом эти проблемы тесно связаны, так из проблем структурных элементов механизма следуют и проблемы стадий механизма. С процессом применения данного закона связано немало проблем, которые требуют серьезной проработки. Для этого необходима законодательная поддержка некоторых аспектов, которые еще не урегулированы законом, а это в свою очередь значит, что необходима работа законодательного органа. Это позволит добиться того, что выпускники образовательных учреждений смогут применить механизм осуществления своих прав.

 

СЕКЦИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА»

 

Бородин М.В., аспирант ЮУрГУ

Современные проблемы и приоритетные направления развития правового регулирования электронного документооборота [602]

 

Формирование адекватной правовой основы для сферы юридически значимого электронного документооборота является залогом развития экономики Российской Федерации.

Однако на сегодняшний момент, как обозначает заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Пак, существует определенный ряд проблем, связанных с использованием электронной подписи, которые необходимо решать в правовом поле[603]:

1. необоснованные дополнительные требования операторов отдельных ведомственных и корпоративных информационных систем к квалифицированным сертификатам ключа проверки электронной подписи, что ограничивает использование иных электронных подписей;

2. отсутствие эффективных механизмов контроля деятельности аккредитованных удостоверяющих центров;

3. отсутствие единых унифицированных правил оказания услуг аккредитованными удостоверяющими центрами;

4. необходимость визуализации подписываемой информации исключительно средствами электронной подписи.

Для решения вышеуказанных правовых вопросов Государственная Дума Российской Федерации одобрила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года (далее – Закон об электронной подписи). Разработанные изменения создадут условия для использования квалифицированных электронных подписей с мобильных устройств, предоставят пользователям возможность применять одну универсальную электронную подпись в любых общественных отношениях при взаимодействии в электронном виде, обеспечат совместимость между собой средств электронной подписи от различных производителей[604]. Кроме того, усилятся требования к стоимости чистых активов удостоверяющих центров (далее – УЦ) до 10 млн рублей и наличию финансового обеспечения ответственности негосударственных УЦ до 50 млн рублей.

Во исполнение требований части 5 статьи 18 Закона об электронной подписи была реализована возможность аккредитованным УЦ вносить информацию в Единую систему идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) о выданных ими квалифицированных сертификатах ключей проверки электронной подписи, а также данные о регистрации пользователей в ЕСИА [605]. При этом обновленный сервис системы межведомственного электронного взаимодействия обеспечивает интеграцию с головным удостоверяющим центром для проверки электронных подписей[606]. Отметим, что система межведомственного электронного взаимодействия на концептуальном уровне является дополнительной к системе межведомственного электронного документооборота.

На сегодняшний момент приоритетными направлениями в развитии электронного документооборота являются формирование единого пространства доверия электронной подписи и совершенствование надежных способов идентификации всех участников взаимодействия.

 

Бублиевич А.О.,

студент филиал ЮУРГУ в г. Златоусте

 

Понятие заочного производства в гражданском процессе Российской Федерации [607]

Во время рассмотрения гражданского дела в обычном порядке вынесение судебного решения происходит после всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования всех доказательств, представленных лицами, участвующими в судопроизводстве, и истребованных судом, в указанных законом случаях. Однако общее правило иногда не реализуется вследствие неявки в судебное заседание ответчика, что не является препятствием для отправления правосудия по гражданским делам. Для выхода из этого положения был создан особый институт гражданского процессуального права как заочное производство.

Заочное производство возможно только при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из гражданских правоотношений, т.е. рассматриваемых в исковом порядке; по делам, возникающим из публичных правоотношений, правила заочного производства не применяются (ч. 2 ст. 246 ГПК РФ).

Во время обсуждения проектов ГПК РФ на научных конференциях, в рабочей группе проводились дискуссии по вопросу целесообразности сохранения заочного производства в ГПК РФ. По мнению некоторых ученых, проблема заочного производства, ее решение таким путем, в данном ключе, противоречат принципу законности. Известный с римского права тезис гласит нам «нельзя судить и выносить решение, не выслушав другую сторону»[608]. Однако этот институт сохранился и после распада Советского Союза. В ГПК РФ 2002 г. есть глава 22 «Заочное производство», название которой с учетом содержания норм данной главы более точное, чем название гл. 16.1 ГПК РСФСР.

Сложившееся заочное производство кратко можно определить как разбирательство и разрешение гражданского дела по упрощенному варианту процессуального регламента при согласии истца и в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие. Упрощенный вариант сводится лишь к последствиям неявки в заседание ответчика и тем ограничениям, которые установлены для истца.

В литературе существует много трактовок определения «Заочное производство». Так, по мнению И.В. Уткиной[609], наиболее полное определение заочного производства дает в своей работе И.И. Черных, считающая, что заочное производство - это допускаемый с согласия истца порядок рассмотрения и разрешения судом гражданского спора по существу, основанный на исследовании устных объяснений истца и других предусмотренных законом средств доказывания и осуществляемый без участия в нем извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие ответчика, которому принадлежит право требовать отмены решения в упрощенном порядке[610]. Развернутое определение заочного производство предлагает Г.Л. Осокина[611]. Другой пример: «...заочное производство - это установленный законом порядок проведения судебного заседания и вынесение решения по иску в отсутствие ответчика»[612].

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какое количество раз необходимо извещать ответчика для того, чтобы можно было бы приступить к заочному производству. В целях избежания ошибки суды осуществляли подобные извещения два и более раза, что являлось целесообразным процессуальным моментом. Видимо, подобный подход сохранится на практике и далее. Также неявка ответчика должна сопровождаться неуважительными причинами и отсутствием просьбы о разрешении дела без его участия.

На основании изложенного можно определить несколько проблем. Во-первых проблема состоит в том, что заочное производство одностороннее рассмотрение казуса истца и ответчика с перевесом в пользу истца, ибо судом выслушана только одна точка зрения на конфликт сторон. Во-вторых необходимо установить минимальное количество извещений ответчика для участия в процессе, определенное в количественном эквиваленте. Однако наиболее важным является вопрос о том, не является ли заочное производство ущемляющим права истца на том основании, что у ответчика есть неоспоримое право обжаловать заочное решение и впоследствии это может растянуть установленный законом срок рассмотрения гражданского дела на неопределенный срок.

 

Ведерников Д.М.

Студент юридического факультета ЮУрГУ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал