![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Параметры диагностики результатов деятельности школ
Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две стороны - внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития. Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, то есть диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим. Согласно герменевтике, основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов. Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, то есть «понимающих» методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у 50 учеников. Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения. Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают: 1) обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования; 2) выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся; 3) соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.
Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика: ♦ область творчества; ♦ степень творчества; ♦ уровень самостоятельности; ♦ степень отличия от работ других учеников (оригинальность); ♦ степень отличия от собственных предыдущих работ.
Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: ♦ по количеству творческих элементов; ♦ по степени оригинальности элемента; ♦ по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников; ♦ по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; ♦ по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта; ♦ по практической пользе и использованию полученного продукта.
Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креактивные качества, когнитивные, оргдеятельностные. Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необходимо обозначить их диапазон. Проиллюстрируем диапазон уровня развития личных качеств ученика с помощью таблицы 7.4. Таблица 7.4
|