Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема старого и нового в повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова».






Одной из тем, которые автор поднимает в повести, является перекличка прошлого и настоящего. Уже во вступлении приводятся образы сравнения старины и настоящего времени. «Я подобен утлому дереву, засыхающему в одиночестве между молодыми кустарниками… В пятьдесят лет на Руси все переменилось: на нас, от больших буклей до тупоносых башмаков; в домах наших, от потолков до полов; в нравах наших, от Простаковых до бригадирских сынков». Автор прямо отдаёт своё предпочтение старине, хотя и оправдывает это: «Давно уже твердят, что старики любят говорить о прошедшем: это не удивительно и не смешно нимало. Они не могут ни действовать, ни наслаждаться жизнью в настоящем». С тёплым сожалением он пишет: «Я припомню, как мы наряжались, убирали свои дома, хозяйничали, веселились, мыслили, служили».

Романтическое описание Саранска не оставляет сомнения в отношении к старине: «между ними протекает быстрый ручей, Саранга, которого вода, напитанная медными частицами, журчит по камням и дает им различные, странные виды, то осыпанные искрами, то обложенные перламутрами». В том же духе описывается и детство Данилова: «…как бегал он по саду и прятался в густой, высокой траве, как рвал малину и черемуху по берегам пруда, осененного высокими ивами; как собирал разноцветные камешки по Саранге, пускал змеи и играл в бабки». В некоторых местах автор идеализирует старину: «Но в благословенной России, обильной всеми дарами природы, при благотворном содействии правительства, государственные язвы излечиваются скоро и закрываются. Так было и в Саранске. Года через два в город явилось изобилие, и он стал лучше и красивее прежнего».

Но настоящее со всей прямотой и циничностью идёт в наступление, и это наглядно показано в сцене семейства Осиповых. В патриархальный быт дома Коробкиных вторгается проблема замужества дочери Осиповых, и воспоминаниям о старине здесь не место. Попытки найти успокоение в воспоминаниях грубо обрываются: «Оставь, батюшка, старину». Да и в самом семействе Осиповых отношение к старине разное. Матвей Никитич вспоминает её с теплотой и по - доброму, а Авдотья Сергеевна с сожалением: «…прошедшего не воротишь, да и поправить нельзя». Особенно ярко столкновение старого и нового проявляется в образе Варвары Ивановны Трещёткиной: «…казалось, что старые и новые моды на ней ссорились одна с другою». Постепенно автор вплетает борьбу старого и нового в противопоставление родового дворянства («вся деревенщина») со светской аристократией.

В конце концов, проиграв баталию жене, Матвей Никитич находит успокоение в старинной былине, которую рассказывает ему шут Яшка.

Насколько близка была эта тема Пушкину? В главе 4 «Арапа Петра Великого» читаем: «Подлинно, нынешние наряды на смех всему миру. Коли уж и вы, батюшка, обрили себе бороду и надели кургузый кафтан, так про женское тряпье толковать, конечно, нечего: а, право, жаль сарафана, девичьей ленты и повойника. Ведь посмотреть на нынешних красавиц, и смех и жалость: волоски-то взбиты, что войлок, насалены, засыпаны французской мукою, животик перетянут так, что еле не перервется, исподницы напялены на обручи: в колымагу садятся бочком; в двери входят — нагибаются. Ни стать, ни сесть, ни дух перевести — сущие мученицы мои»20. В статье «Художественная проза Пушкина» замечаем: «Все эти перемены в духе времени Пушкин наблюдал в период своего пребывания в Москве и Петербурге после ссылки. Перемены эти действительно были весьма разительны, Пушкин видел упадок в духовном и нравственном развитии дворянского общества.

Пушкина глубоко волновали затронутые в романе («Арап Петра Великого»-авт) темы о старой и новой русской аристократии, об обязанностях дворянина. Он развивает их в «Разговоре о критике», в заметках о русском дворянстве, в «Истории села Горюхина». Некоторые мотивы «Романа в письмах» Пушкин использовал в «Повестях Белкина».21

И наконец, в раннем варианте начальных строф романа «Езерский» читаем:

Мне жаль, что домы наши новы,
Что выставляют стены их
Не льва с мечом, не щит гербовый,
А ряд лишь вывесок цветных,
Что наши бабушки и деды
Для назидательной беседы
С жезлами, с розами, в звездах,
В роброндах, в латах, париках
У нас не блещут в старых рамах
В простенках светлых галерей;
Мне жаль, что шайка торгашей
Лягает в плоских эпиграммах
Святую нашу старину.22

Таким образом, Пушкин остро переживал борьбу старого и нового и в особенности судьбу дворянства, что и нашло отражение в повести.

2.3 Родовая и светская аристократия.

Изменения в положении дворянства Пушкин видит в его расколе, а, точнее, в уходе части дворян от традиций служения. Дворянство разделилось на родовую и светскую аристократию.

В начале повести автор, описывая детство героя, говорит о его родителях: «…не знатные и не богатые, но из старинного дворянского рода», и по ходу повести показывает полное уважение к родителям Данилова, в том числе и из уст Осипова: «- Тогда служил я вместе с батюшкою вашим, Петр Иванович. Он был мой искренний, верный друг, каких ныне или вовсе найти не можно, или очень трудно. Он был гораздо старее меня; а я молод, горяч и безрассуден. Часто он отводил меня от многих дурачеств, и нередко помогал мне в нужде». В то же время в повести присутствует и другое мнение по поводу дворянства. Трещёткина говорит: «Я еду на бал к губернатору, там весь город и вся деревенщина, наши уездные дворяне. Какая бесподобная сволочь! Наши городские барыни хлопочут за ломбером или за откупом; приезжие барыньки молчат или разговаривают о коровах, холстах и курах, их дочки, вжавши губки, сидят как статуи или выступают в менуэтах как журавли. Мужчины мечут банк или толкуют о собаках и тяжбах. Ужесть как славны! (ирония-авт) Редко набежишь на человека, который развернулся и знает свет». Она всех дворян разделила на «деревенщину» и тех, «кто знает свет» или богат. Мы видим в Трещёткиной высокомерие и снобизм в отношении деревенских помещиков, и, напротив, идеал для неё - светские и богатые аристократы, которые не знают службы. К Данилову, который, уйдя в отставку по военной линии, исправно несёт службу по гражданскому ведомству, она относится с усмешкой. Насмехается она и над Осиповым, который будучи «столповым» дворянином не приглашен на бал.

Таким образом, автор поднимает в повести проблему истинного аристократизма: с одной стороны, родовит, но не обязательно богат и вхож в свет, с другой стороны, аристократ тот, кто богат и знает свет. Автор явно симпатизирует первым.

Была ли актуальна эта проблема для Пушкина в конце20-х-начале 30-хгг 19 века? Действительно, Пушкин неоднократно обращался к этой проблеме в своих произведениях: «Езерский», главы 6-9; «На углу маленькой площади»; «Роман в письмах». В последнем произведении он пространно рассуждает об этой проблеме и приходит к выводу: «аристократия чиновная не заменит аристократии родовой. Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа. Но каковы семейственные воспоминания у детей коллежского асессора?»23

В монографии Ю. Лотмана «А.С. Пушкин» в главе 6 «Тысяча восемьсот тридцатый год» читаем: «У пушкинского отношения к истории была еще одна существенная черта: история воспринималась им не как абстракция, не в качестве отвлеченной идеи, а как живая связь живых людей, нить от деда к отцу, а затем к сыну и его потомкам — связь людей, живущих в одних и тех же родных местах, вырастающих и умирающих в одном доме и находящих последнее успокоение на одном и том же кладбище. К 1830 г. относится одно из самых глубоких (хотя так и оставшееся недоработанным) стихотворений Пушкина. Здесь связываются воедино два чувства — любовь к родному дому и любовь к месту, где покоятся предки:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была < б> без них мертва,
Как ......... пустыня
И как алтарь без божества (III, 242)24

«История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье человека» превращает его в историческую личность. Чувство собственного достоинства, душевное богатство, связь с исторической жизнью народа делают его Человеком, достойным войти в Историю»24.

Похожие рассуждения встречаем в работе Д. Благого «Творческий путь Пушкина, 1826-1830г»: «Особый, повышенный интерес к истории своих предков, демонстративное подчеркивание своей принадлежности к «шестисотлетнему» роду бояр Пушкиных, мы знаем, были для автора «Бориса Годунова» не только средством самозащиты против наглой и чванной знати, вроде «вельможи» графа Воронцова, третировавшего подчиненного ему маленького чиновника и «сочинителя» Пушкина с высоты аристократизма власти и богатства, но и источником законной патриотической гордости.»25

«Пушкин постоянно возвращается к этой теме. Презирая придворное дворянство временщиков, людей " прыгающих в князья из холопов ", Пушкин настаивает на ценности старых дворянских родов», - читаем мы в статье

С.Л. Франка «Пушкин как политический мыслитель»26.

Таким образом, проблема, поднятая в повести, была актуальна для Пушкина в 1830г.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал