![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические взгляды.
В первой главе повести автор, от имени Данилова, даёт ёмкие и точные характеристики политики ряда стран 80- х годов 18 века: -Турция: «в Константинополе всепоглощающий деспотизм и самодовольное невежество, которые сами себя разрушали»; В одном абзаце мы видим целую политическую философию, которая, вероятно, выражает мнение автора. Если взять социально-политическую позицию автора без учёта стран, то мы имеем следующие взгляды: 1)Неприятие деспотии, которая в своём нежелании осуществлять назревшие в обществе преобразования способна себя разрушить. Находим ли мы подобные убеждения у Пушкина? 1)Безусловно, Пушкин был противником деспотии и не раз рассуждал о ней применительно к России: Владыки! Вам венец и трон „Вольность“ Он выступал сторонником реформ как альтернативы революции и в предостережении от неё в «Истории Пугачёвского бунта» писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Рейтблат в статье «К вопросу о политических взглядах и журналистской деятельности Ф.В. Булгарина и А.С. Пушкина» пишет: «Пушкин возлагает надежды на проводимые правительством улучшения и реформы. Путешествовавший по России в 1830—1831 годах англичанин записал после беседы с ним, что Пушкин того мнения (как все разумные и хорошие люди), что никакая большая и существенная перемена не может иметь места в политическом и общественном строе этой обширной и разнородной империи иначе, как постепенными и осторожными шагами, каждый из которых должен быть поставлен на твердую основу культурного подъема; или, другими словами, на просветление человеческих взглядов и на расширение разумений»27. 2) С.М. Некрасов, директор Пушкинского музея, в одном из интервью говорит: «Пушкин был очень свободолюбивым человеком. Он отстаивал свободу вместе с друзьями-декабристами, особенно во времена расцвета либерализма в 1820-1822 годы. Но со временем он понял, что связан со страной и государством практически кровно, через предков. Он чувствовал ответственность, осознавал свою связь с обществом, и понимал, что для того, чтобы оно развивалось, нужно работать на его благо. Так он пришел к идее государственности. К тому же Пушкин столкнулся с народным бунтом, «бессмысленным и беспощадным», и откровенно его боялся. Не потому, что не был храбрым человеком (за его плечами было полтора десятка дуэлей), а потому, что боялся разрушения культуры и цивилизации. Он взялся писать «Историю Пугачевского бунта», чтобы показать, насколько это было страшно, и предупредить современников»28. 3) Пушкин был противником демократии. За два года до смерти в заметке «Об истории поэзии Шевырева» Александр Сергеевич писал: «...Франция, средоточие Европы... Народ властвует в ней отвратительною властию демократии»29. «Большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству принуждённый к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами". Возмущали Пушкина и «отношения Штатов к индейским племенам, древним владельцам земли» - по его словам, это была «явная несправедливость, беда и бесчеловечие американского Конгресса». «Во все времена, - говорил Пушкин А.Смирновой, - были избранные предводители; это восходит от Ноя и Авраама. Разумная воля единиц или меньшинства управляла человечеством... Роковым образом при всех видах правления люди подчинялись меньшинству или единицам, так что слово «демократия» в известном смысле представляется мне бессодержательным и лишенным почвы»30. 4)В одном из замечаний к «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина Пушкин пишет, что законы гражданские, которые охраняются страхом наказания, иные, чем законы нравственности, «коих исполнение оставляется на произвол каждого, а нарушение не почитается гражданским преступлением», то есть в его понимании идёт противопоставление законов гражданских и закона нравственного, который он считает более важным31. В «Выписке из «Journal des Debats» 1831 г» Пушкин отмечает: «худшая из всех тираний — это тирания законов».32 5) Во второй половине 20 - х годов Пушкин прочно встал на позиции патриота-государственника, и его отклик на разгром польского восстания в 1831г. вполне предсказуем. Пушкин считает это внутренним делом. В стихотворении «Клеветникам России» читаем: О чем шумите вы, народные витии? Но в то же время борьба балканских народов против Османского владычества вызывает у него сочувствие («Кирджали»). 6) В «Путешествии из Москвы в Петербург» мы читаем: «Философия немецкая, которая нашла в Москве, может быть, слишком много молодых последователей, кажется, начинает уступать духу более практическому. Тем не менее влияние ее было благотворно: она спасла нашу молодежь от холодного скептицизма французской философии и удалила ее от упоительных и вредных мечтаний, которые имели столь ужасное влияние на лучший цвет предшествовавшего поколения!»33 7) У Пушкина сложилось вполне определённое отношение к Великой Французской революции, и отношение это негативное. «Вот уже сорок лет, как кажется, что провидению угодно давать нам уроки всякого рода. Мы видели последовательно, как вполне республиканская монархия, основанная людьми, не имевшими недостатка ни в знаниях, ни в красноречии, ни в добрых намерениях, будучи лишена своей естественной опоры, выродилась в анархию. Как анархия породила террор, как республика III года, отвергнутая нашими нравами, послужила лишь переходом к военному деспотизму; как военный деспотизм, победитель и Европы, и враждующих партий, погиб именно от избытка славы, притом погиб ненавидимый после того, как был встречен при своем возникновении столькими надеждами, наконец, как конституционная монархия пала в свою очередь вследствие того, что нарушила законы, в которых была вся ее сила. Сколько ступеней в этой великой истории сорока лет, столько уроков, отмеченных в нашей памяти несчастием и кровью!» Выписки из «Journal des Debats» 1831 г.34 Таким образом, политические воззрения автора повести «Жизнь Петра Ивановича Данилова» в точности соответствовали взглядам Пушкина начала 30-х годов.
|