№ уро
ка
| Наименование раздела, темы, урока
| кол-во ча-сов
| Краткое содержание
| Практическая работа (опыт творческой деятельности)
| форма урока
| информ. сопрово-ждение
| Дата (план)
| Дата (факт)
|
| Раздел: Образ матери-земли в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
1.
| Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.
|
| Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная)
Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».
| Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 1)
|
6.09
| |
2.
| Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.
|
| Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.
| Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)
| Урок путешествие
| Учебник (урок 2)
|
13.09
| |
3.
| Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.
|
| Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.
| Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 3)
|
20.09
| |
| Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве
|
|
|
|
|
|
| |
4.
| Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова
|
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.
| Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 4-5)
| 27.09
| |
5.
| Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.
|
| Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.
| Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 4-5)
|
4.10
| |
6.
| Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.
|
| Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.
| Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 6-7)
|
11.10
| |
7.
| Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.
|
| Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.
| Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 6-7)
|
18.10
| |
8.
| Древние образы в искусстве. Древо жизни.
|
| Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.
| Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 8)
|
25.10
| |
| Раздел: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.
|
|
|
|
|
|
| |
9.
| Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.
|
| Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 9)
|
1.11
| |
10.
| Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»
|
| Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»
| Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 10)
|
15.11
| |
11.
| Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)
|
| Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Воздушная перспектива.
| Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 11-12)
|
22.11
| |
12.
| Художник – творец – гражданин.
|
| Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)
| Урок сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 11-12)
|
29.11
| |
| Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.
|
|
|
|
|
|
| |
13.
| Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.
|
| Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».
| Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)
| Экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 13-14)
|
6.12
| |
14.
| Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
|
| Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.
| Продолжение работы.
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 13-14)
|
13.12
| |
| Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.
|
|
|
|
|
|
| |
15.
| Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.
|
| Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.
| Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 15-16)
|
20.12
| |
16.
| Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.
|
| Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.
| Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 15-16)
|
27.12
| |
| Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.
|
| | | | | | |
| Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества
|
| | | | | | |
17.
| Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.
|
| Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.
| Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 17)
|
17.01
| |
18.
| Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.
|
| Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.
| Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 18)
|
24.01
| |
19.
| Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
|
| Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.
Инструменты плотника.
| Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)
| Урок игра
| Учебник (Урок 19-20)
|
31.01
| |
20.
| Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.
|
| Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.
| Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА
| Урок-путешествие
| Учебник (Урок 19-20)
|
7.02
| |
21.
| Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.
|
| Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.
| Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 21)
|
14.02
| |
| Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»
|
|
|
|
|
|
| |
22.
| Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.
|
| Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.
| Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 22)
|
21.02
| |
23.
| Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки
|
| Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»
| Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 23)
|
28.02
| |
| Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры
|
|
|
|
|
|
| |
24.
| Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».
|
| Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.
| Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок24)
|
7.03
| |
25.
| Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.
|
| Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.
| Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок24)
|
14.03
| |
26.
| Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.
|
| Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.
| Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 25-26)
|
21.03
|
|
| Раздел: Образ единения человека с природой и искусством.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.
|
|
|
|
|
|
| |
27.
| Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.
|
| Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.
| Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)
| Урок сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 27)
|
4.04
| |
28.
| Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.
|
| Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.
| Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)
| Экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 28)
|
11.04
| |
| Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате
|
| | | | | | |
29.
| Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.
|
| Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.
| Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 29-30)
|
18.04
| |
30.
| Композиция в плакате. Символика цвета.
|
| Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.
| Продолжение работы над плакатом.
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 29-30)
|
25.04
| |
| Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.
|
| | | | | | |
31.
| Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»
|
| Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»
| Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
|
2.05
| |
32.
| Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»
|
| День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.
| Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)
| Урок-проект
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 31-32)
|
8.05
| |
33.
| Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели
|
| Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.
| Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 33-34)
|
16.05
| |
34.
| Национальные особенности орнамента в одежде разных народов
|
| Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента
| Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник (урок 33-34)
|
23.05
| |
35.
| Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
|
| Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба)
|
| Экс-экспресс-выставка
| Музей-ные экспо-наты
|
30.05
| |
1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. https://window.edu.ru/window/catalog? p_rid=37191
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
7. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.