Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. Я. Шпикаловой. 5 класс






 

№ уро ка Наименование раздела, темы, урока кол-во ча-сов Краткое содержание Практическая работа (опыт творческой деятельности) форма урока информ. сопрово-ждение Дата (план) Дата (факт)
  Раздел: Образ матери-земли в искусстве.              
  Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.              
1. Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.   Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь». Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 1)   6.09  
2. Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.   Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике. Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель) Урок путешествие Учебник (урок 2)   13.09  
3. Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.   Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др. Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо) экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 3)   20.09  
  Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве              
4. Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова   Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 4-5) 27.09  
5. Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.   Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс. Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 4-5)   4.10  
6. Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.   Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности. Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 6-7)   11.10  
7. Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.   Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др. Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 6-7)   18.10  
8. Древние образы в искусстве. Древо жизни.   Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира. Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 8)   25.10  
  Раздел: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.                
  Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.              
9. Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.   Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание и анализ художественных произведений. Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 9)   1.11  
10. Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»   Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы» Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки» Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 10)   15.11  
11. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)   Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Воздушная перспектива. Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 11-12)   22.11  
12. Художник – творец – гражданин.   Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений. Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся) Урок сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 11-12)   29.11  
  Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.              
13. Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.   Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой». Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки) Экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 13-14)   6.12  
14. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.   Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Продолжение работы. комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 13-14)   13.12  
  Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.              
15. Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.   Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений. Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага) Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 15-16)   20.12  
16. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.   Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику. Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 15-16)   27.12  
  Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.              
  Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества              
17. Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.   Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов. Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни. Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 17)   17.01  
18. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.   Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов. Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома: полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 18)   24.01  
19. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.   Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов. Инструменты плотника. Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка) Урок игра Учебник (Урок 19-20)   31.01  
20. Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.   Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера. Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВА Урок-путешествие Учебник (Урок 19-20)   7.02  
21. Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.   Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения. Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете. комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 21)   14.02  
  Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»              
22. Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.   Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник. Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага). Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 22)   21.02  
23. Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки   Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка» Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 23)   28.02  
  Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры              
24. Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».   Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения. Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок24)   7.03  
25. Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.   Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника. Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки) Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок24)   14.03  
26. Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.   Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды. Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 25-26)   21.03  
  Раздел: Образ единения человека с природой и искусством.              
  Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.              
27. Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.   Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов. Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся) Урок сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 27)   4.04  
28. Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.   Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов. Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина) Экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 28)   11.04  
  Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате              
29. Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.   Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката. Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 29-30)   18.04  
30. Композиция в плакате. Символика цвета.   Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате. Продолжение работы над плакатом. Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 29-30)   25.04  
  Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.              
31. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси. А. Рублев «Троица»   Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица» Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.   2.05  
32. Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»   День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др. Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы) Урок-проект Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 31-32)   8.05  
33. Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели   Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.   Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 33-34)   16.05  
34. Национальные особенности орнамента в одежде разных народов   Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 33-34)   23.05  
35. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.   Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба)   Экс-экспресс-выставка Музей-ные экспо-наты   30.05  

 

Литература и средства обучения

а) основная литература:

1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. https://window.edu.ru/window/catalog? p_rid=37191

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.

6. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.

7. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.

б) дополнительная литература для учителя:

Рос­тов­цев Н.Н. Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва в шко­ле. М.: Про­све­ще­ние, 1998.

Рос­тов­цев Н.Н. Академический ри­су­нок: Учеб. пособие. М.: Про­све­ще­ние, 1995.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.

Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.

Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.

в) дополнительная литература для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал