Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т. Я. Шпикаловой. 6 класс






 

 

№ урока Наименование раздела, темы, урока Кол-во ча-сов Краткое содержание Практическая работа (опыт творческой деятельности) Форма урока Информ. сопрово-жднеие Дата (план) Дата (факт)
  Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства              
  Тема: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта              
    Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.   Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   5.09  
  Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель.   Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   12.09  
  Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах.              
  Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово.   Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов. Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   19.09  
  Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства.   Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции. Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   26.09  
  Тема: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве.              
  Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников.   Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм. Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага). Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     3.10  
    Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм.   Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге».   Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   10.10    
  Традиции и новаторство в искусстве. Тема труда в искусстве 20 века.   Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   17.10      
  Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). П. Пикассо.   Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Тема труда в творчестве авангардистов. Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др. Доклады учащихся Урок-исследование Репродук-ции, слайды, медиа-средства.     24.10    
  Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.              
  Тема: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира.              
  Виды орнамента. Растительный орнамент Древнего Египта.   Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет – родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства. Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь). экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   31.10    
    Зооморфиный и смешаный орнамент в искусстве Древнего Египта.   Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   14.11    
    Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве.   Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     21.11    
  Особенности орнамента разных стран и эпох.   Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент) Проектирование и конструирование вазы (пластиковая бутылка, глина, пластилин,) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   28.11  
  Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая)   Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Роспись вазы (гуашь) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   5.12  
  Тема: Праздник встречи нового года в культуре разных народов.              
  Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.   Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника. Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся). Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   12.12    
    Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.   Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова. Оформление школы к Новому году. Экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   19.12  
  Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов.              
  Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.              
  Архитектура Древней Руси. Памятники Новгорода, Владимира, Москвы.   Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   26.12  
  Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.   Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья. Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага). Урок-проект Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   16.01  
  Снаряжение воина и его отражение в искусстве разных эпох.   Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор». Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага) Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   23.01  
  Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков.   Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова. Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   30.01  
  Тема: Прославление женщины в искусстве народов мира.              
  Жанр портрета. Женские образы в искусстве Л. да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойи, Рембрандта.   Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта. Зарисовки женского лица (карандаш) экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   6.02  
  Признаки эпохи в женском портрете. Ф. С. Рокотов.   Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв. Выполнение женского портрета (акварель или гуашь) Урок-семинар Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   13.02  
  Тема: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль              
  Символика образов природы в декоре и покрое русского, татарского народного костюма.   Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   20.02  
  Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода.   Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода. Выполнение костюма в цвете. Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   27.02  
  Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник.   Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья. Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов (Бумага, ножницы, клей, старые журналы) Урок-игра Учебник (Урок 23-24)       6.03  
  Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.              
  Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве.              
  Символ птицы в народной игрушке.   Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, символа добра и красоты. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы) Урок-сказка Учебник (Урок 25-26)     13.03  
  Птица как символ весны в творчестве русских художников.   Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. Продолжение работы Урок-сказка Учебник (Урок 25-26), репродукции, слайды     20.03  
  Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский.   Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина – морской пейзаж. И. Айвазовский.   Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     3.04  
    Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне.   Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм.   Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     10.04  
  Тема: Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве.              
  Пасхальная тема в прикладном искусстве.   Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже) Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     17.04  
  Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова.   Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта. Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова. Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник     24.04  
  Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве              
  Выразительные средства графики в отражении природных форм. А. Дюрер.   Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера. Зарисовки цветов, трав, насекомых. Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   2.05  
  Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван Гога.   Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате». Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается». экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник   8.05    
  Тема: Художественные музей мира, России.              
    Крупнейшие художественные музеи страны   Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Доклады и сочинения учащихся Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Иллюстрации из разных глав учебника.     15.05  
  Ведущие художественные музеи мира   Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др. Доклады и сочинения учащихся Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Иллюстрации из разных глав учебника.   22.05  
  Роль пластических искусств в жизни человека и общества.   Экскурсия в Музей Васнецовых. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.   экспресс-выставка Музейные экспонаты   29.05  

Литература и средства обучения

а) основная литература:

8. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

9. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. https://window.edu.ru/window/catalog? p_rid=37191

10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

11.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

12.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.

13.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.

14.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.

б) дополнительная литература для учителя:

Рос­тов­цев Н.Н. Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва в шко­ле. М.: Про­све­ще­ние, 1998.

Рос­тов­цев Н.Н. Академический ри­су­нок: Учеб. пособие. М.: Про­све­ще­ние, 1995.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.

Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.

Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.

в) дополнительная литература для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал