№ урока
| Наименование раздела, темы, урока
| Кол-во ча-сов
| Краткое содержание
| Практическая работа (опыт творческой деятельности)
| Форма урока
| Информ. сопрово-жднеие
| Дата (план)
| Дата (факт)
|
| Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта
|
|
|
|
|
|
| |
| Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.
|
| Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка.
| Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете.
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
5.09
| |
| Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель.
|
| Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево.
| Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
12.09
| |
| Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах.
|
|
|
|
|
|
| |
| Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово.
|
| Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров.
| Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов.
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
19.09
| |
| Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
|
| Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции.
| Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
26.09
| |
| Тема: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников.
|
| Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм.
| Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага).
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
3.10
| |
| Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм.
|
| Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге».
| Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
10.10
| |
| Традиции и новаторство в искусстве. Тема труда в искусстве 20 века.
|
| Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения.
| Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
17.10
| |
| Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). П. Пикассо.
|
| Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Тема труда в творчестве авангардистов. Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др.
| Доклады учащихся
| Урок-исследование
| Репродук-ции, слайды, медиа-средства.
|
24.10
| |
| Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира.
|
|
|
|
|
|
| |
| Виды орнамента. Растительный орнамент Древнего Египта.
|
| Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет – родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства.
| Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь).
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
31.10
| |
| Зооморфиный и смешаный орнамент в искусстве Древнего Египта.
|
| Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.
| Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
14.11
| |
| Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве.
|
| Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима.
| Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
21.11
| |
| Особенности орнамента разных стран и эпох.
|
| Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент)
| Проектирование и конструирование вазы (пластиковая бутылка, глина, пластилин,)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
28.11
| |
| Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая)
|
| Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.
| Роспись вазы (гуашь)
| комбинированный
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
5.12
| |
| Тема: Праздник встречи нового года в культуре разных народов.
|
|
|
|
|
|
| |
| Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.
|
| Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника.
| Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся).
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
12.12
| |
| Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.
|
| Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова.
| Оформление школы к Новому году.
| Экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
19.12
| |
| Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Архитектура Древней Руси. Памятники Новгорода, Владимира, Москвы.
|
| Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей.
| Зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
26.12
| |
| Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.
|
| Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья.
| Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага).
| Урок-проект
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
16.01
| |
| Снаряжение воина и его отражение в искусстве разных эпох.
|
| Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор».
| Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага)
| Урок-сказка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
23.01
| |
| Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков.
|
| Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова.
| Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
30.01
| |
| Тема: Прославление женщины в искусстве народов мира.
|
| | | | | | |
| Жанр портрета. Женские образы в искусстве Л. да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойи, Рембрандта.
|
| Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта.
| Зарисовки женского лица (карандаш)
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
6.02
| |
| Признаки эпохи в женском портрете. Ф. С. Рокотов.
|
| Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв.
| Выполнение женского портрета (акварель или гуашь)
| Урок-семинар
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
13.02
| |
| Тема: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль
|
|
|
|
|
|
| |
| Символика образов природы в декоре и покрое русского, татарского народного костюма.
|
| Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма.
| Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш)
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
20.02
| |
| Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода.
|
| Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода.
| Выполнение костюма в цвете.
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
27.02
| |
| Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник.
|
| Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья.
| Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов (Бумага, ножницы, клей, старые журналы)
| Урок-игра
| Учебник (Урок 23-24)
|
6.03
| |
| Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Символ птицы в народной игрушке.
|
| Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, символа добра и красоты.
| Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы)
| Урок-сказка
| Учебник (Урок 25-26)
|
13.03
| |
| Птица как символ весны в творчестве русских художников.
|
| Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.
| Продолжение работы
| Урок-сказка
| Учебник (Урок 25-26), репродукции, слайды
|
20.03
| |
| Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский.
|
| Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина – морской пейзаж. И. Айвазовский.
|
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
3.04
| |
| Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне.
|
| Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм.
|
| Урок-путешествие
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
10.04
| |
| Тема: Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Пасхальная тема в прикладном искусстве.
|
| Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже)
| Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки)
| Урок-игра
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
17.04
| |
| Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова.
|
| Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта.
Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова.
| Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику)
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
24.04
| |
| Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве
|
| | | | | | |
| Выразительные средства графики в отражении природных форм. А. Дюрер.
|
| Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера.
| Зарисовки цветов, трав, насекомых.
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
2.05
| |
| Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван Гога.
|
| Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате».
| Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается».
| экспресс-выставка
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Учебник
|
8.05
| |
| Тема: Художественные музей мира, России.
|
| | | | | | |
| Крупнейшие художественные музеи страны
|
| Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
| Доклады и сочинения учащихся
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Иллюстрации из разных глав учебника.
|
15.05
| |
| Ведущие художественные музеи мира
|
| Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др.
| Доклады и сочинения учащихся
| Урок-исследование
| Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
Иллюстрации из разных глав учебника.
|
22.05
| |
| Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
|
| Экскурсия в Музей Васнецовых. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.
|
| экспресс-выставка
| Музейные экспонаты
|
29.05
| |
8. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
9. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. https://window.edu.ru/window/catalog? p_rid=37191
10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
11.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
12.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
13.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
14.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.