№ урока
| Наименование раздела, темы, урока
| Кол-во ча-сов
| Краткое содержание
| Практическая работа (опыт творческой деятельности)
| Форма урока
| Информ. сопрово-жднеие
| Дата (план)
| Дата (факт)
|
| Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже
|
|
|
|
|
|
| |
| Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике.
|
| Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и др.
| -
| Урок-беседа
| Репродук-ции (слайды), медиа-ресурсы. Учебник (Урок 1-2), репродукции (слайды)
|
5.09
| |
| Архитектурный пейзаж (работа на пленэре)
|
| (в процессе работы на пленэре повторение некоторых вопросов композиции: ритм, пространство, линейная и воздушная перспектива, колорит и т.д.)
| Работа на пленэре (около школы). Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект» и т.д (материалы по выбору учащихся)
| Урок-прак-тикум
|
|
12.09
| |
| Тема: Предметная среда человека в натюрморте.
|
|
|
|
|
|
| |
| Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо.
|
| Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др.
| Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 3), репродук-ции (слайды)
|
19.09
| |
| Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин.
|
| Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др.
| Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 4), репродук-ции (слайды)
|
26.09
| |
| Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте.
|
| Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы.
| Продолжение работы над натюрмортом.
| Комбинированный
| Учебник (Урок 5), репродук-ции (слайды)
|
3.10
| |
| Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.)
|
|
|
|
|
|
| |
| Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий.
|
| Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий.
| Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)
| Урок-игра
| Учебник (Урок 6-7), репродук-ции (слайды)
|
10.10
| |
| Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм)
|
| Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма.
| Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.
| Урок-путешествие
| Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)
|
17.10
| |
| Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов.
|
| Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты»
| Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь)
| Комбинированный
| Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)
|
24.10
| |
| Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.
|
|
|
|
|
|
| |
| Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов.
|
| Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов.
| Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)
| Урок-проект
| Учебник (Урок 9), репродук-ции (слайды)
|
31.10
| |
| Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов.
|
| Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др.
| Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся)
| Урок-проект
| Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)
|
14.11
| |
| Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера.
|
| Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний)
| Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы)
| Комбинированный
| Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)
|
21.11
| |
| Тема: Одежда и быт русских дворян.
|
|
|
|
|
|
28.11
| |
| Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов.
|
| Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини» и др.
| Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры)
| Урок-практикум
| Учебник (Урок 12), репродук-ции (слайды)
|
28.11
| |
| Праздники в дворянском обществе 18-19 вв.
|
| Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп.
| Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся)
| Урок-игра
| Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)
|
5.12
| |
| Тема праздника в иконописи, живописи и графике.
|
| Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда».
| Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (продолжение
| Урок-путешествие
| Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)
|
12.12
| |
| Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры
|
|
|
|
|
|
| |
| Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.
|
| | | | |
| |
| Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка.
|
| Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства
| Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)
|
19.12
| |
| Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.
|
| Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.
| Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (продолжение работы)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)
|
26.12
| |
| Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву.
|
| Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси.
| Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (досочка, матрешка и т.п., гуашь)
| Комбинированный
| Учебник (Урок 18-19), репродук-ции (слайды)
|
16.01
| |
| Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома.
|
| Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов.
| Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. (продолжение работы)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 18-19), таблицы, репродук-ции (слайды)
|
23.01
| |
| Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка.
|
| Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России.
| Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки)
| Урок-практикум
| Учебник (Урок21 -22), репродук-ции (слайды)
|
30.01
| |
| Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки.
|
| Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки.
| Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)
| Урок-семинар
| Учебник (Урок21 -22), таблицы, репродук-ции (слайды)
| 6.02
| |
| Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства.
|
| Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля.
| Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (бисер, бусинки, нитки, фольга и др.)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)
|
13.02
| |
| Ювелирное искусство: традиции и современность.
|
| Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг).
| Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)
| Комбинированный
| Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)
|
20.02
| |
| Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.
|
|
|
|
|
|
| |
| Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др.
|
| Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др.
| Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся)
| Урок-игра
| Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)
|
27.02
| |
| Ярмарка в произведениях русскох живописцев.
|
| Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар».
| Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы)
| Урок-сказка
| Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)
|
6.03
| |
| Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.
|
|
|
|
|
|
| |
| Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Мечты о полете в творчестве художников.
|
| Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет».
| Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 27), репродук-ции (слайды)
| 13.03
| |
| Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова.
|
| Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова.
| Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды)
|
20.03
| |
| Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна.
|
| Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.
| Проектирование макета и конструирование космической станции (продолжение работы)
| Комбинированный
| Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды), дополн. литерату-ра
|
3.04
|
|
| Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин.
|
| Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др.
| Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)
| Урок-исследование
| Учебник (Урок 30-31), репродук-ции (слайды)
|
10.04
|
|
| Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли.
|
| Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган.
| Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение)
| Урок-семинар
| Учебник (Урок 30 -31), репродук-ции (слайды)
|
17.04
|
|
| Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.
|
|
|
|
|
|
| |
| Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в.
|
| Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека.
| Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)
| Урок-путешествие
| Учебник (Урок 32), репродук-ции (слайды)
|
24.04
| |
| Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.
|
| Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции.
| Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)
| Комбинированный
| Учебник (Урок 33 -34), репродук-ции (слайды)
|
2.05
| |
| Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
|
| | | | | | |
| Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры.
|
| Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре.
| Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас)
| Урок-практикум
| Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)
|
8.05
| |
| Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая)
|
| Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая).
| Лепка композиции из двух фигур (продолжение)
| Урок-практикум
| Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)
|
15.05
| |
| Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина.
|
| Вечные темы и великие исторические собыития как искусства тема скульптуры.
Снаменитые скульпторы и их прозведения. Микеланджело Буанаротти. О. Роден. Развитие скульптуры в России 18-20 вв. И. Мартос, Э.-М. Фальконе, С. Коненков, В. Мухина.
| Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д.
| Урок-исследование
| Репродук-ции, слайды, медиа-ресурсы
| 22.05
| |
| Синтез изобразительного искусства и архитьектуры.
|
| Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Урок-экскурсия Посещение архитектурного заповедниека. (Трифонов монастырь) (возможен выезд в другой город)
|
| Экскур-сия
|
|
29.05
| |
| Итого:
| 35ч
|
|
|
|
|
| |
15. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
16.Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. https://window.edu.ru/window/catalog? p_rid=37191
17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
18.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
19.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
20.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
21.Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы.- М.: Просвещение, 2003.
Неменский Б.М. Творческая мастерская.- М.: Просвещение, 2003.
Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1992.
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.