Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальные проблемы Э-педагогики
Формирование совокупности, (а в идеале системы) проблем – это важный шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого – педагогические проблемы Э-педагогики, акцентируя внимание на Интернет – обучении и, по возможности, прокомментируем их. Эти проблемы надо решать в комплексе, вместе, - в противном случае мы будем латать дыры в уже, худо – бедно, созданной информационно-образовательной среде (системе) или, если создавать все заново, то вообще ничего хорошего не получится. Перечислим по порядку, но не по важности и прокомментируем ряд проблем, скорее блоков проблем, которые нам удалось выделить и сформировать. 1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата. Видимо ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в виртуальной образовательной среде и существующие попытки строить компьютерное и Интернет – обучение в соответствии с ними оказались малоэффективными. Неудовлетворительное состояние понятийно – терминологической проблемы подтверждает хотя бы частный пример многозначного смысловые значения одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно – педагогической среде, а именно: электронный учебник, компьютеризированный учебник, АОС, ПСУН, КОПР, и т.д. В конце концов, всю эту совокупность назвали электронные издания учебного назначения, хотя это тоже не установившееся понятие. Здесь имеет смысл пояснить, что такое теория, какие ее признаки. Какие теории существуют в педагогики сейчас. На бытовом уровне это ассоциируется с описания какого-то явления. До сих пор под теорией в гуманитарных науках понимают, как и при командно – административной советской системе, следующее «Теория- система руководящих идей в той или иной области знаний; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно – исторической жизни». Поэтому в учебниках по педагогике можно встретить разделы по названиям теории обучения, например, ассоциативно – рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, и т.д. где на словах описывается некоторые положения и идеи. Это правильнее назвать подхдами, не теориями. В жизни все, естественно, сложнее и не так. В наиболее доступной и сжатой форме о существе теории сказано Ю.Г. Фокиным [1]. Теория-система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. Теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. Началом и базой любой теории является понятийно - терминологический аппарат. В роли слов такого языка выступают термины, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка. При этом нужно учитывать, что слова любого языка, используемого для общения между людьми, могут использоваться для разных целей. «Договоримся о словах» - так начинали диспут древние Греки – поскольку знали правило - «правильно называть - правильно понимать». Тем не менее, нужно помнить, что обыденные значения слов, используемых в качестве терминов могут вызывать вредные для строгости рассуждения, ассоциации и стать источником недоразумений. Термин обозначает понятие, но не раскрывает его. Именно поэтому для устранения разного понимания терминов при обсуждении сложных проблем рекомендуется заменять термины соответствующими им развернутыми определениями понятий. Для заземленных практиков можно считать, что научная теория представляет собой систему правил и принципов (т.е. исходных положений), регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов [2]. Она описывает устойчивые, повторяющиеся свойства и отношения, имеющие универсальный характер в изучаемой области. В естественных и общественных науках такая универсальность выступает как закон данной предметной области. Методология- система принципов и правил, используемых в какой-либо целенаправленной деятельности. 2. Проблема оптимального состава учебно - методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения Проблема кроется, например, в определении пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна рассматриваться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК. Решение данной проблемы сопрягается с проблемами стандартизации в образовании и решается ее средствами и методами (IMS, SCORM и т.д.). Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в системе открытого образования (т.е. с успехом применяться в очном, заочном и др. формах получения образования) является МЭСИ. Приведем пример состава экспериментального комлекса, который используется при реальном обучении на кафедре «Экспериментальной и прикладной педагогики» МЭСИ. Учебно-методический комплекс
|