Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика цен по способу отражения фактора времени
По способу отражения фактора времени можно выделить текущие, сопоставимые (относительные), средние цены и индексы цен. Текущей называется цена, сложившаяся на период исследования. Знание текущих цен необходимо для факторного анализа, для сопоставления условий коммерческой деятельности различных субъектов в один и тот же период. Относительные (сопоставимые) цены - это цены, приведенные в сопоставимый вид. Потребность в них возникает при исследовании изменения цен в динамике. Вычисление относительных цен, сопоставимых для различных моментов времени, т.е. в известной мере очищенных от общего влияния инфляции, необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара, услуги на его спрос и предложение по отношению к другим товарам, услугам исследуемого периода. Относительные цены могут быть рассчитаны на базовый период (t 0)или на период исследования (t 1) Относительные цены на базовый период рассчитываются путем деления соответствующей цены товара за номером (i) на момент времени (t 1) или индекса изменения действующей цены этого товара (J 1) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J): где J - индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к базовому периоду. Относительные цены на период исследования рассчитываются для товаров с номером (i) путем умножения текущих действующих цен на момент (t) или индекса изменения действующей цены товара (J 1) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J). где J - индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к исследуемому периоду. Если в аналитических целях часто рассчитываются относительные цены на базовый период, то в целях маркетинга и управления предприятием предпочтительнее использовать относительные цены на период исследования, они делают более наглядным сопоставление с реальными ценами периода исследования. В качестве индекса совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию на рынке товаров и услуг, принято брать индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Однако в соответствии с целями исследования может быть использован и иной индекс совокупного показателя цен. Так, если исследователя интересует изменение цен на отдельные продовольственные товары в сравнении с изменением цен на продовольствие, то в качестве инфляционного индекса целесообразно использовать индекс цен на продовольствие в целом. При изучении динамики цен на товары производственно-технического назначения для корректировки цен на инфляцию целесообразно использовать индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП). ИЦП используется также для сравнительного анализа изменения цен на предприятиях отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, пересмотре ставок арендной платы, для выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне и т.д. Кроме названных индексов органы государственной статистики рассчитывают индексы цен на первичном и вторичном рынке жилья, индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию, индексы цен производителей в строительстве, индекс тарифов на грузовые перевозки, индексы цен на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы. В таблицах приложения приведены индексы цен на различные товары и услуги за 1992-2006 гг., которые могут быть использованы для расчета сопоставимых цен. Средние цены могут быть использованы для выявления и оценки тенденции, отражающей определенную закономерность в динамике цен. Средняя цена сглаживает возможные колебания цен, которые проявляются в течение времени при продаже каждой единицы товара. Существует несколько способов расчета средних цен. Решая вопрос, какую же из них следует применить для практических расчетов и корректных выводов, необходимо учесть наличие информации о цене товара, а также степень влияния изменения цен на объемы продаж. Если в анализируемые периоды объемы продаж были примерно равны или фактор весомости каждого временного интервала игнорируется, то расчет цены осуществляется по формуле простой средней арифметической где - средняя цена; P i - фактическая цена в i -й момент времени; i - номер момента (периода) регистрации цен; n - количество временных интервалов. Пример 2.6. Предприятие продает стеновые панели. Данные об их ценах и объемах продаж на протяжении квартала приведены ниже.
Средняя цена 1 м2 стеновых панелей в I квартале составит 208, 33 руб. (200 + 215 + 210): 3. Чаще на практике применяется не простая, а взвешенная средняя. В качестве весов могут выступать разные показатели. Если регистрация цен осуществлялась через неравные промежутки времени, то используется средняя хронологическая взвешенная: где m i - количество зарегистрированных цен i -го уровня; m - общее количество зарегистрированных цен. Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле и т.п. Пример 2.7. Служба маркетинга в течение месяца регистрировала цены фруктов на рынке города. Результаты регистрации" приведены ниже.
Средняя цена яблок составит 57, 18 руб. (55 х4 + 58х2 + 54 + 57 + 60x2 + 62): 11. Если известен объем продаж в натуральном выражении и он существенно изменяется при изменении цен, то корректнее применить среднюю арифметическую взвешенную. Обычно такие изменения объемов продаж связаны с сезонным фактором, с резкими изменениями цен, существенными переменами в активности косвенного регулирования цен. Пример 2.8. Сельскохозяйственное предприятие реализует бахчевые культуры, информация об их ценах и объемах реализации представлена ниже.
Средняя цена 1 т бахчевых культур составит 1850, 57 руб. (3000 х 1, 5 + 2800 х 2, 8 + 1500 х 5, 5 + 1400 х 6, 2 + 1560 х 5, 4 + 2300 х 2, 2+ 3000 x 0, 8): 24, 4. Если известен объем продаж в стоимостном выражении (товарооборот нескольких товарных позиций одного товара), применяют среднюю гармоническую взвешенную: где q i- объем продаж по i -й цене. Пример 2.9. Организация продает растворимый кофе. Известны объемы продаж в стоимостном выражении и средняя цена 1 кг кофе различных сортов.
Средняя цена кофе во втором квартале составит 532 руб. (15 900 + 22 000 + 21 500): (15 900: 500 + 22 000: 540 + 21 500: 550). Если при отсутствии других данных известно число дней торговли по старой и новой цене, то расчет осуществляется по средней гармонической взвешенной по фактору времени: где t i - количество дней торговли по i -той цене. Пример 2.10. Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. В результате цена керамической плитки составляла с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 апреля - 315 руб. При расчете средней цены за апрель следует учесть, что 19 дней плитка продавалась по базовой цене и 11 дней по цене, сниженной на 10%. Средняя цена апреля составит 337 руб. (19 + 11: (19: 350+ 11: 315). В приведенных формулах вместо абсолютных показателей можно использовать их пропорции, удельные показатели. Это позволит значительно упростить расчеты, но получить аналогичный результат. При отсутствии точных показателей можно заменить их на оценочные (экспертные). Пример 2.11. Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. Цена керамической плитки составляла с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 апреля - 315 руб. Известно, что в результате снижения цен существенно увеличились объемы продаж и в период с 20 по 30 апреля было продано на 20% больше продукции, чем в начале месяца. Тогда среднюю цену корректнее определить, учитывая соотношение между объемами продаж по разным ценам. Средняя цена составит 330, 2 руб. (350 х 1 + 315 х 1, 2): 2, 2. При продаже широкой номенклатуры товаров полезную информацию можно получить, рассчитав и проанализировав средние цены на группу товаров. Например, средняя цена 1 м3 леса, 1 погонного метра хлопчатобумажной ткани, 1 м2 жилья на вторичном рынке и т.п. Информация о средних ценах на группу товаров может быть полезной для формирования ценовой стратегии организации, определения цены нового товара. Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику основным структурным элементам оптовой (отпускной) цены, цены закупки, розничной цены. 2. Как влияет на структуру розничной цены изменение каналов движения товара от продавца к покупателю? 3. Предприятие общественного питания (столовая) реализует обеды юридическим лицам за талоны. Является ли цена обедов оптовой или розничной? 4. Назовите основные источники информации о ценах товаров и услуг. 5. Почему цены фактических сделок обычно отличаются от прейскурантных цен? Какую роль играют прейскурантные цены? 6. Можно ли рассчитать среднегодовую цену картофеля по средней арифметической? В каких случаях может быть применена средняя арифметическая? 7. Какие цены в условиях инфляции наиболее выгодны продавцу, а какие - покупателю? 8. Какие элементы цены обычно составляют ее скользящую часть, а какие - подвижную? 9. Что такое «лимит скольжения»? 10. Почему при расчете сопоставимых цен могут использоваться разные индексы? Назовите известные вам индексы, применяемые для этих целей. Тесты 1. В состав оптовой цены входят следующие элементы: а) оптовая цена предприятия изготовителя и налоги; б) издержки, налоги и прибыль; в) оптовая (отпускная) цена изготовителя, снабженческо-сбытовая надбавка и торговая наценка. 2. В основе разделения цен на цены франко-назначения и франко-отравления лежит: а) категория товара; б) способ распределения транспортных затрат между продавцом и покупателем; в) способ транспортировки товара. 3. Особенность оптовых цен: а) назначаются на крупные партии товара; б) по такой цене товар продается промежуточному потребителю; в) по такой цене товар покупается для конечного потребления; г) по такой цене товар продается населению. 4. Скользящая цена - это: а) цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения; б) цена, исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта; в) цена, учитывающая инфляцию издержек; г) цена, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки. 5. Основанием для выделения твердых цен является: а) степень регулирования; б) устойчивость во времени; в) ориентир для фиксации контрактных цен; г) постоянство структурных элементов. 6. По стадиям движения товара выделяют: а) регулируемые цены; б) закупочные цены; в) скользящие цены; г) розничные цены. 7. Одежда продается населению: а) по оптовой цене; б) по биржевой цене; в) по трансфертной цене; г) по розничной цене. 8. Покупателю в условиях инфляции более выгодна: а) твердая цена; б) подвижная цена; в) скользящая цена; г) розничная цена. 9. Продавцу в условиях инфляции более выгодна цена: а) твердая; б) подвижная; в) скользящая. 10. Попытку согласовать интересы покупателя и продавца отражает цена: а) твердая; б) подвижная; в) скользящая. 11. Цена твердая - это: а) цена, полученная на основе объективно обусловленных оценок затрат и дохода от реализации товара; б) цена, ниже которой продавец не согласен продать свои товар, или цена, которую готов заплатить покупатель; в) цена, установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия; г) цена товаров, приобретаемых розничным торговцем у оптовика для дальнейшей перепродажи. 12. Не включается в свободную закупочную цену: а) оптовая отпускная цена; б) снабженческо-сбытовая надбавка; в) прибыль производителя; г) торговая надбавка. 13. Если при расчете сопоставимых цен за базу принят период исследования, то цены предыдущих периодов необходимо: а) умножить на индекс инфляции; б) оставить неизменными; в) разделить на индекс инфляции. 14. При расчете средних цен за несколько временных интервалов следует использовать среднюю арифметическую взвешенную: а) при одинаковых объемах продаж; б) при значительных колебаниях объемов продаж; в) при значительных качественных различиях в продаваемой продукции; г) при продаже в разных сегментах рынка. 15. Подвижная цена - это: а) цена разнородных по качеству товаров, устанавливаемая в среднем вне зависимости от индивидуальных качеств, сортов отдельных единиц товара; б) цена, по которой товар реализуется с немедленной оплатой; в) зафиксированная при заключении контракта цена, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится; г) цена, установленная на основе изучения спроса и предложения в условиях сильно монополизированного рынка. 16. При анализе средних цен корректно применить среднюю взвешенную по объемам продаж, если: а) изменение цен не приводит к значительным изменениям объемов продаж; б) изменение цен приводит к значительным изменениям объемов продаж; в) изменения цен регистрируются через неравные интервалы; г) цены остаются постоянными. 17. Вам необходимо рассчитать изменение сопоставимых цен на газ. Для оценки инфляции вы будете применять: а) индекс цен производителей промышленной продукции; б) индекс потребительских цен; в) индекс цен в строительстве; г) индексы цен на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы. 18. Вам необходимо рассчитать изменение сопоставимых цен на пшеницу. Для оценки инфляции вы будете применять: а) индекс цен производителей промышленной продукции; б) индекс потребительских цен; в) индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию; г) индекс цен на зерновые культуры.
|