Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и виды торгов
Торги (тендер) - отбор поставщиков продукции или услуг производственного назначения с помощью формализованной процедуры аукционного типа. Такие процедуры способны обеспечить получение необходимого результата при минимальном расходовании финансовых средств. Сфера применения торгов: ■ размещение бюджетных ассигнований (во многих странах обязательно); ■ выбор крупными фирмами новых поставщиков крупных партий ресурсов; ■ реализация займов или программ помощи со стороны международных финансовых организаций. Государство в лице его различных органов является крупнейшим покупателем продукции и услуг. Закупки государства оказывают существенное воздействие на динамику и структуру экономики. В одних странах (США, Япония, Франция, Италия, Нидерланды и др.) закупочная политика регулируется специальным законодательством, в других - ведомственными инструкциями. Государство может осуществлять закупки в двух формах: заказы и прямые покупки товаров и услуг на рынке. По заказам разрабатываются и производятся изделия, которые в массовом порядке не выпускаются. На основе прямых закупок приобретаются товары и услуги, уже имеющиеся на рынке. В последнее десятилетие наметилась тенденция к расширению государством прямых рыночных закупок, так как с их помощью удается приобретать товары по более низким ценам и более высокого качества. Формы размещения государственного заказа и их влияние на цены. Существует два основных способа размещения государственных заказов - торги и прямые договоры. Торги по степени доступности для участников можно разделить на открытые и закрытые. Метод открытых торгов используется при закупках товаров и услуг на коммерческом рынке. Информация при открытых торгах должна быть обнародована, а право участвовать в них получает неограниченное число участников. При закрытых торгах количество участников ограничено, участвовать в них приглашается круг поименованных компаний. Закрытые торги проводятся среди фирм, уже являющихся поставщиками или выступавших в качестве соискателей контракта в прошлом, а иногда и среди тех, которые сами обращаются в закупочный орган с просьбой внести их в список соискателей. Закрытые торги в основном проводят Дания, Италия, Нидерланды, а открытые - Греция, Бельгия, Ирландия. Организация открытых или закрытых торгов сама по себе не гарантирует подлинно конкурентных условий и заключение контракта с поставщиком по справедливой цене. Причины тому - сговор между компаниями, практикуемый на торгах, отсутствие конкуренции или ее низкая острота в силу малого числа участников торгов. По степени свободы в выборе поставщика торги (по классификации организации стран экономического сотрудничества и развития) делятся на автоматические и дискреционные. При автоматических торгах обнародуются основные условия контракта - технические спецификации, сроки поставки и т.д., а потому присуждение контракта происходит как бы автоматически в соответствии с изъявляемой компаниями готовностью выполнить установленные условия. Заказ передается той фирме, которая гарантирует соблюдение всех оговоренных условий, запрашивает наименьшую цену. При дискреционных торгах только часть условий контракта оговаривается заранее. В результате фирмы конкурируют и по цене, и по качественным параметрам. Метод прямых переговоров между государственным закупочным органом и потенциальными поставщиками применяется в основном на производство несерийных, специализированных товаров и услуг. Выбор метода определяется ограниченностью крута потенциальных поставщиков. Конкурентные закупки, как правило, значительно экономичнее неконкурентных, так как фирмы в ходе конкурентной борьбы за получение контракта стремятся снизить цену и сократить сроки поставок. В ряде случаев разница достигает 25%. Но для организации и проведения торгов требуется определенное время, гораздо меньшее время требуется для неконкурентных закупок. Поэтому законодательством ряда стран предусмотрена возможность прямых закупок для контрактов стоимостью ниже определенного предела или в экстренных ситуациях. Основные показатели контракта: ■ цена; ■ качество (параметры товара); ■ срок исполнения; ■ распределение финансового риска между участниками сделки. Методики расчета цен контракта: ■ удельное ценообразование (расчет удельных цен, тарифов при производстве серийных товаров в условиях конкуренции) (см. тему «Методы рыночныго ценообразования»); ■ определение контролируемых (допустимых) издержек, т.е. издержек, санкционированных заказчиком при заключении контракта на уникальную продукцию и в условиях отсутствия конкуренции. Используемые типы цен (см. тему «Система цен в экономике»): ■ твердые; ■ скользящие; ■ подвижные.
|