![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Польша / Речь Посполитая
Обращаясь к изучению истории средневековой Польши, необходимо помнить следующее: 1. Первым важным вопросом является проблема возникновения раннефеодального Польского государства (Х в.) и развития в нем феодальных отношений, широко освещенная и все же крайне дискуссионная в исторической науке. 2. Особое внимание должно быть уделено экономическому и социальному строю Польши в период феодальной раздробленности (XII-XIII вв.), немецкой экспансии и колонизации в польских землях (в свете проблемы обозначения этого процесса как агрессии или цивилизаторской миссии). 3. Основные этапы борьбы с немецкой экспансией (агрессия Священной Римской империи, Тевтонского ордена, Грюнвальдская битва, Тринадцатилетняя война). 4. Следует уяснить причины, затормозившие процесс централизации государства и знать последствия незавершенности Процесса создания Польского государства в рамках функционирующей сословной монархии. 5. Особенно глубоко должен быть изучен вопрос о развитии барщинно-фольварочного хозяйства в польских землях. Необходимо знать предпосылки его эволюционирования, внимательно изучить последствия длительного господства барщинно-фольварочной системы в Польше. 6. Необходимо выяснить этапы развития польских городов в Х-XVI вв. и причины их упадка во второй половине XVII в. 7. При изучении позднесредневековой Польши следует изучить вопросы Реформации, польской агрессии на востоке (XV-XVII вв.) и ее гибельных для государства последствиях, о польско-шведских войнах XVII в., об образовании Речи Посполитой как многонационального государства со своеобразной системой экономики, сословной и политической структурой. 8. Необходимо уяснить причины кризиса Речи Посполитой как государственного организма, начавшегося с середины XVII в. 9. Знать исторические судьбы Силезии и Поморья, отошедших к Германии. 10. Понимать уникальность польской культуры, впитавшей в себя достижения как собственно славянского мира, так и Западной Европы (особенно применительно к культуре Возрождения, эпох Барокко и Ренессанса).
СЕРБИЯ В данном разделе курса следует уяснить основные этапы и проблемы сербской истории, неотделимой от истории балканского региона: 1. Неповторимость и определенную сложность генезиса феодального строя. Особенности развития поземельных и социальных институтов в IX-XII вв. Замедленность темпов их развития и причины, это обусловившие. 2. Борьба за создание независимого государства. Роль Зеты и Рашки как двух центров данного процесса. 3. Причины возвышения Сербского государства в середине XIV в. и его стремления, наряду с Болгарией, к гегемонии на Балканах. 4. Социальное и политическое устройство средневековой Сербии должно быть изучено по «Законнику Стефана Душана» - источнику, имеющему общебалканское значение. 5. При изучении экономического и политического развития сербских земель в конце XIV- первой половине XV вв. следует обратить внимание на причины быстрого распада империи Стефана Душана. 6. Завоевание Сербии турками, причины невозможности для Османов единовременности своей экспансии на сербские земли и его последствия. 7. Существование сербов под турецким владычеством. Роль православной церкви в сохранении национальных традиций, языка и культуры.
|