![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №2. Военно-феодальная система управления в балканских
провинциях Османской империи (по турецким источникам)
Методические рекомендации
Проблематика политики, осуществляемой Османской империей на славянских территориях, заключается в следующих вопросах: 1) практика земельных раздач на Балканах турецкой и славянской знати (сипахийская и вакуфная системы); 2) политика централизованного контроля всех видов доходов (налоги крестьянской общины, городских рынков и ремесленных кругов); 3) попытка исламизации населения (в данном случае особенно важно показать ее успехи и неудачи, во многом предопределившие религиозный раскол на Балканах). Для более глубокого понимания этого комплекса проблем необходимо обратиться к методу сравнительного анализа османской и византийской политики в южнославянском регионе, и на основании выявленных тождеств и различий, прийти к выводу о закономерностях ряда социальных и экономических трансформаций на Балканах в XIV-XVI вв. Большую роль в этом призваны сыграть источники, предложенные к рассмотрению. Их объединяет, во-первых, турецкое происхождение (или, как это имеет место в случае с «Записками янычара», место действия и проживания автора), следовательно, появляется возможность взглянуть на проблему «с обратной стороны», что позволит понять ее значительно глубже. Во-вторых, источники отличаются с точки зрения содержания(это мемуарная литература, законодательные и судебные акты, распоряжения государственной власти, налоговые реестры), что реализует комплексный подход к изучению вопросов.
Вопросы для обсуждения: 1. Складывание системы управления в европейских провинциях империи: § административно-территориальное устройство; § сипахийская система. 2. Система эксплуатации и социальная политика Османов на Балканах: § статус земельных владений османской знати на Балканах; § статус вакуфных земель; § положение райи; § система эксплуатации славянских крестьянских общин, рынков и городов. 3. Методы, формы и результаты политики исламизации славянского населения. Практические задания: 1. Классифицировать источники: – «Записки янычара»; – налоговые реестры Османов XV в.; – указы османских наместников в балканских провинциях; – протоколы решений шариатских судов; – законы о базарных сборах в балканских городах; – грамоты и ферманы султанов по степени информативности к вышеизложенным вопросам по следующей схеме: ИСТОЧНИК — система управления — система эксплуатации — исламизация (главы, параграфы, статьи, пункты и т.д.) 2. По карте балканских владений Османской империи и научной литературе определить, какие славянские земли, когда и на каких условиях вошли в ее состав и составить соответствующий план-конспект. 3. Составить религиозную карту народов (в том числе и славян) в составе Османской империи на различных этапах ее существования: XIV-XV, XVI-XVIII вв. Источники: 1. Аграрный строй Османской империи вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и комм. А.С. Тверитиновой. – М., 1963. 2. Болгарские деревни и их население в кратких реестрах джизье XVII в. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – Т.2. – М., 1969. 3. Записки янычара. Написаны Константином Михайловичем из Островицы/ Введ., пер. и коммент. А.И.Рогова.– М., 1972. С.112-113. 4. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Часть 2. XV-XVII вв. – М., 1988. Раздел «Развитие феодального строя». Гл. VIII. «Османская империя и борьба народов против османских завоевателей». С.35, 38. 5. Книга законов султана Селима I. – М., 1969. 6. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.293-299. 7. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Славянские народы Юго-Восточной и Центральной Европы под османским владычеством». Тема I. «Османское завоевание Балкан». С.143-150. Тема II. «Складывание военно-феодальной системы управления в европейских провинциях Османской империи». С.151-158. Тема III «Состояние хозяйственной жизни в XV – первой половине XVIII вв.». C.151-163. Литература:
1. Достян И.С. Борьба сербского народа против турецкого ига, ХV – начало ХIХ в. – М., 1958. 2. Желязкова А. Некоторые аспекты распространения ислама на Балканском полуострове в XV-XVIII вв. // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. – М., 1980. С.103-116. 3. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. – М., 1999. С.124-125. 4. Литаврин Г.Г. О соответствиях между византийскими и османскими формами организации экономики города в XV-XVI вв. // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М., 1982. – Вып.7. С.30-41. 5. Мейер М.С. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV-XVI вв. // Общество и государство на Балканах в средние века. – Калинин, 1980. С.4-20. 6. Муртузалиев С.И. Идея сопротивления исламизации в устном народном творчестве болгар XV-XVI вв. // Советское славяноведение. – 1984. – №6. С.54-62. 7. Муртузалиев С.И. Религиозно-правовая политика Порты и роль налоговой системы в исламизации балканских народов (XV – начало XVII века) // Славяноведение. – 2005. – №2. С.83-87. 8. Наумов Е.П. Балканское крестьянство в феодальной системе XIII-XV вв. (К вопросу об эволюции крестьянских категорий и повинностей в южнославянских странах и в северной Албании) // Там же. С.14-29. 9. Наумов Е.П. Государственная власть и сословное деление феодального класса на Балканах в XIII-XV вв. (К истории феодальной социальной терминологии и иерархии) // Балканские исследования. Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы. – М., 1884. – Вып.9. С.29-38. 10. Новичев А.Д. К истории рабства в Османской империи: Система девширме // Тюркологический сборник. 1976. – М., 1978. С.88-93. 11. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVI вв. – М., 1984. Гл.1-3. 12. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. – М., 1988. 13. Тодоров Н. Балканский город ХV-ХIХ в. – М., 1976. 14. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 19. «Османская империя». С.290-295. 15. Фрейденберг М.М. Крестьянство в Балкано-Карпатских землях (Сербия, Хорватия, Дунайские княжества) в XV-XVI вв. // История крестьянства в Европе. – М., 1986. – Т.2. С.458-474. 16. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. – 2001. – №3. С.39 –58.
Тема №3. Хорватия и Словения в составе империи Габсбургов Методические рекомендации Проблема сосуществования славянских и соседних этносов, особенно в условиях потери национального суверенитета является одной из самых острых на современном этапе развития славяноведения. И положение славянских регионов в составе империи Габсбургов не является исключением. В данном случае на практическое занятие вынесена лишь часть проблемы: территории Словении и Хорватии (ее континентальной части – Славонии), в то время как Чехия и Словакия рассматриваются в лекционном курсе. Дело в том, что на настоящий момент почти отсутствуют комплексные исследования, охватывающие социально-экономическое, административное, конфессиональное и культурное развитие славянских провинций империи Габсбургов, в то время как дореволюционное славяноведение в России полагало данный вопрос одним из магистральных направлений в науке. Поэтому определенную часть предлагаемой к практическому занятию литературы составляют труды русских славистов второй половины XIX – начала ХХ вв. Задача студента заключается не только в оперировании фактами и событиями, но и в сравнительном анализе методологических подходов советской, современной и дореволюционной историографии. Кроме того, необходимо четко представлять ту разницу в развитии Словении и Хорватии, с которой они вошли в состав империи, их геополитический статус, интересы Габсбургов в каждом из регионов, их политику по отношению к ним и различные методы сопротивления ей у хорватов и словенцев. Вопросы для обсуждения:
1. Вхождение Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов: § последствия немецкой колонизации в Словении; § участие хорватов в Тридцатилетней войне. 2. Социально-административный статус словенских и хорватских земель в составе империи: § положение крестьян и городов; § церковная организация. 3. Сопротивление власти Габсбургов: § антигабсбургская оппозиция в Хорватии и ее последствия; § Реформация и Контрреформация в словенских землях. 4. Просвещенный абсолютизм Габсбургов: § экономический и культурный подъем в славянских земель § реформы Марии-Терезии и Иосифа II. Практические задания
1. Составить хронологическую таблицу попыток сопротивления Габсбургам в словенских и хорватских землях.
2. Составить план-конспект источников (по соответствующему разделу хрестоматии).
Источники: 1. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Хорватия и Словения». Тема IV. «Хорватские земли под иноземной властью.» С.132-134. Тема V. «Народные движения». С134-139. Литература:
1. Австро-Венгрия. Опыт многонационального государства. – М., 1995. 2. Белгородский А.В. Порабощенное славянство (в Австро-Венгрии и Германии). – Прага, 1915. 3. Бромлей Ю.В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии (Из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в.). – М., 1959. 4. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI – XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. С.11-40. 5. История Австрии. – М., 2008. 6. Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. – М., 1994. 7. Коцелка К. История Австрии / Пер. с нем. – М., 2007. 8. Макова Е.С. Из истории социально-экономического развития славонского города XIII-XVII вв. – М., 1980. 9. Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. – М., 2004. 10. Митрофанов П.А. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. – М., 2003. 11. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец ХVIII в. – 1849 г. – М., 1980. 12. Покос Л.В. Славянские народы Австро-Венгрии. Краткий очерк их прошлого, быта и современного положения. – Киев, 1915. 13. Флоря Б.Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. Эпоха средневековья. – М., 1992. 14. Чулинович Ф. Крестьянские восстания в Хорватии (XIV-XIX вв.). – М., 1959.
Тема №4. Гуситское движение в Чехии Методические рекомендации Чешская Реформация занимает центральное место в истории не только этой страны, но присутствует как одна из значимых проблем всего западноевропейского средневековья. Поэтому вопросы деятельности основателей Реформации в Чехии – Яна Гуса и Иеронима Пражского, хода и характера гуситских войн, идеологических течений, выработанных в их ходе, довольно основательно разработаны в славяноведении (историография проблемы насчитывает более 100 лет), с другой стороны – остаются дискуссионными. При подготовке к практическому занятию необходимо учитывать разнообразие широкого круга источников, необходимых для понимания темы. Сложность заключается в том, что они носят разноплановый характер: от классических исторических хроник, программных документов до эпистолярного жанра и протоколов допросов. Особое внимание следует уделить комплексу предпосылок потрясений гуситского движения: положению крестьянства и городских слоев, политике императоров и папства в Чехии по отношению к славянскому населению, проблеме форм этнического самосознания чехов перед лицом этой политики. Занятие предполагает личностный подход к «главным героям» темы: Ян Гус, Иероним Пражский, чешская интеллигенция в лице преподавателей и студентов Пражского университета, Ян Жижка во многом определили и основные направления, и ход, и идеологическое содержание, и последствия гуситских войн. Роль и значение этих персоналий неоднозначно оцениваются в историографии, поэтому подходы различных исследователей не должны быть проигнорированы при обсуждении. Наряду с личностями, оставившими свой след в гуситском движении, занятие предполагает анализ форм массового понимания Реформации в Чехии: программы восставших, концепции основных течений в Таборе и сам феномен Табора как особой формы социального устройства.
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки гуситского движения: § социальные и экономические сдвиги в деревне и городских кругах; § роль королевской власти в нарастании общественных противоречий в стране; § политика Святого Престола и положение духовенства в Чехии. 2. Идеология Реформации в Чехии: § личность и учение Яна Гуса (богословская и социально-политическая сущность учения); § учение и деятельность Иеронима Пражского; § роль Пражского университета в гуситском движении. 3. Восстание 1415-1419 гг.: § ход и последствия (образование Табора; § основные идейные течения в Таборе: программы чашников и таборитов; § оценка восстания: Реформация или борьба за независимость? 4. Гуситские войны. Личность Яна Жижки, его роль в победах гуситов. 5. Историография гуситского движения в зарубежном и отечественном славяноведении.
Практические задания: 1. На основании анализа источников: – письма и послания Яна Гуса; – «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой; – труды Иеронима Пражского; – «Донесение о магистре Яне Гусе в Констанце» и «Повествование о магистре Иеронима Пражском» Петра из Младонёвиц составить сравнительную таблицу реформационного учения Яна Гуса, Иеронима Пражского и Мартина Лютера (см.: Практикум по истории средних веков / Ред. М.Л. Абрамсон. – Ч.2. – М., 1983) по возможной схеме:
2. Сравнить содержание программ чашников, таборитов (по «Гуситской хронике» Лаврентия из Бржезовой и соответствующим разделам хрестоматий, пособия Л.П.Лаптевой) относительно учения Яна Гуса и определить их сходство и отдаленность от оригинала. Для более верного решения предлагается заполнить следующую таблицу:
3. По карте «Чехия в XIV-XV вв.» определить основные сражения периода гуситских войн, охваченные ими районы Чехии и сопредельных государств).
Источники: 1. История Средних веков и раннего Нового времени: Хрестоматия / Сост. Е.Е. Бергер, В.А. Ведюшкин, И.Г. Коновалова /Под общ. ред. В.А. Ведюшкина при участии Н.И. Алтуховой и Т.Д. Стецюры. – М., 2004. Тема 13. «Гуситское движение». С.141-153. 2. История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М., 1981. – Ч.2. XV-XVII вв. «Развитие феодального строя». Гл. VII. «Гуситское движение в Чехии». С.10-28. 3. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. – М., 1962. С.22-34, 56-124, 170-183. 4. Лаптева Л.П. Гуситское движение в освещении современников: источники и материалы для практических занятий. – М., 1992. 5. Лаптева Л.П. Письменные источники по истории Чехии периода феодализма (до 1848 г.): В 2 ч. – Ч.II. – М., 1985. Гл.7. 6. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.4. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г., Уваров П.Ю. Авторская программа курса; планы семинарских занятий; хрестоматия: учебное пособие. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.228-253. 7. Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. – М., 1950. – Т.2. Развитое и Позднее Средневековье. Раздел «Чехия XII-XV веков». С.129-165. 8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1950. – Т.2. Развитое Средневековье. Раздел «Чехия в XI-XV вв.». С.611-625. 9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Чешские земли и Словакия». Тема V. «Гуситское движение». С.183-193.
Литература: 1. Галямичев А.Н. Современная западногерманская историческая литература о гуситском движении (70 – начало 80-х годов) // Славяноведение и балканистика в странах зарубежной Европы и США. – М., 1989. С.177-183. 2. Иванов Ю.Ф. Гуситское революционное движение в советской историографии (конец 30-х – начало 50-х гг.) // Советское славяноведение. – 1982. – №3. С.43-51. 3. Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV в.: Учебно-методическое пособие. – М., 1990. 4. Лаптева Л.П. Русская историография гуситского движения (40-е годы ХIХ в. – 1917 г.). – М., 1978. 5. Лаптева Л.П. Ян Гус и немецкая реформация в освещении русской литературы XIX – начала ХХ вв. // Исследования по славяно-германским отношениям. – М., 1971. С.282-300. 6. Лившиц Г.М. Реформационные движения в Чехии и Германии. – Минск, 1978. 7. Любавский М. История западных славян (по запискам слушателей). – М., 1912. Гл. XII, XIII. 8. Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. – М., 1956. 9. Мельников Г.П. «Отец Отечества, борец «за правду Божью» и «Божьи воины»: Чехия в преддверии и в эпоху гусизма // Средневековая Европа глазами современников и историков / Под ред. А.Л. Ястеребицкой: В 5-ти ч. – Ч.4. От Средневековья к Новому времени. Новый человек. – М., 1994. С. 89-117. 10. Мельников Г.П. Этническое самосознание чехов и национальные проблемы в Чехии в гуситскую эпоху (конец XIV века – 1471 год) // Этническое самосознание славян в XV столетии – М., 1995. 11. Озолин А.И. Бюргерская оппозиция в гуситском движении. – Саратов, 1973. 12. Озолин А.И. Князья и прелаты Германии в борьбе с гусизмом // Славяне в эпоху феодализма. – М., 1978. С.174-181. 13. Рубцов Б.Т. Гуситские войны: Великая крестьянская война ХV в. в Чехии. – М., 1955. 14. Руколь Б.М. Гуситское движение. – М., 1964. 15. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: В 5-ти кн. / Под ред. В.А. Ведюшкина. – Кн.5. Ведюшкин В.А., Коновалова И.Г. Ридер. – М., 2008. Тема 13. «Гуситское движение». С.21-225.
|