![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Общие методические рекомендации
Курс средневековой истории южных и западных славян предусматривает, согласно Госстандарту, занятия внеаудиторного характера. Именно внеаудиторный характер занятий приводит к необходимости наличия графика СКР, согласно которому они проводятся. Сроки проведения всех форм итоговых занятий устанавливаются заранее (примерно за месяц), что позволит более тщательно к ним подготовиться. Самостоятельная контролируемая работа студента (СКР) предполагает несколько форм ее проведения и следующий тематический план: 1. Коллоквиум. 2. Контрольное собеседование. 3. Лекция-собеседование. 4. Контрольная работа. 5. Реферат. Коллоквиумы посвящены наиболее сложным в фактическом и теоретическом отношении проблемам: такое занятие проводится с каждой академической группой отдельно по завершении соответствующего блока лекций и практических занятий. Еще дна особенность коллоквиума – его аналитический характер, когда занятие не сводится к обсуждению фактов и исторических процессов, а во многом посвящено их оценке в историографии, ориентации во мнениях которой и посвящено проведение такого рода итоговых занятий. Они не только закрепляют уже полученные знания, но и выводят их на новый теоретический уровень. Настоящим УМК предусмотрено проведение двух коллоквиумов, подводящих итоги интеграции южнославянского мира с византийской цивилизацией и западных славян с германским государством. Контрольное собеседование относится к темам, обеспеченным достаточным количеством научной литературы, либо обсуждаемые в ходе лекционной части курса, но без соответствующего практического занятия. Требования к собеседованию заключаются в знании основных фактов темы, ее итогов и последствий, а также проблемной стороны. Такого рода тем – 4, каждая из них имеет примерный план собеседования и список необходимой для подготовки литературы. В отличие от коллоквиума, контрольное собеседование может проводиться индивидуально или с группой до 5-ти человек. Лекция-собеседование является наиболее интегративной формой СКР, поскольку предполагает совмещение лекционного материала, излагаемого преподавателем, с активной работой заранее подготовленной аудтории. Такого рода диалог позволяет закрепить уже знакомый материал и лучше усвоить новый, поскольку лекция-собеседование посвящена проблемам, во-первых, синтезного характера, во-вторых, изучаемого в курсе истории средних веков или отечественной истории. Такими являются и представленные ниже лекции-собеседования «Западнославянские и южнославянские страны в международных отношениях в XII-XVII вв.» и «Сословная монархия у западных славян». В первом случае имеет место обобщение проблем как настоящей дисциплины, так и средневековой истории Западной Европы и России, во втором – согласование уже изученной теории государства сословной монархии с конкретным историческим материалом чешской и польской модели. Контрольная работы призвана проверить степень усвоения материала той или иной темы или определенного периода. В данном случае – это проблемы разделов Польши, отчасти уже изученные в курсе отечественной истории, что позволяет рассмотреть их письменно, в форме контрольной работы. Тем не менее, представленный перечень вопросов требует отдельной подготовки, поэтому он должен быть изучен заранее. При подготовке может быть использован материал лекционного курса и изучение дополнительной литературы. Как правило, для написания контрольной работы выносится один из вопросов. Реферирование научной литературы применительно к курсу средневековой истории южных и западных славян носит тематический характер: рефераты посвящены проблемам культуры и искусства. К перечню тем прилагается дифференцированный список источников и литературы, который может быть расширен за счет общей библиографии, представленной ниже. Выбор темы – свободный и не ограниченный уже заданным перечнем (по желанию студента, он может выбрать любую иную тему, касающуюся проблем истории и культуры зарубежных славян). Написание реферата (его содержание и оформление) должно соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к работам такого рода.
Тематический план СКР
|