![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы преемственности
(коллоквиум) Методические рекомендации
Всилу обширности и глубины поставленной проблемы она вынесена на обсуждение в виде итогового коллоквиума по всему блоку вопросов истории югославянского региона с VI по XIV в., представленных как в лекционном курсе, так и на практических занятиях. Поэтому он объединяет наиболее сложные теоретические вопросы взаимосвязи Византии и южных славян как передающей и перенимающей стороны. Проблема преемственности в данном случае является особенно важной, поскольку ее изучение позволяет проследить и понять исторические судьбы Балкан. Поэтому на коллоквиуме необходимо проследить все факторы как влияния Византии, так и реакции на него (как позитивной, так и отрицательной). В первую очередь – это фактор христианизации, который явился базовым для проникновения византийской экспансии на славянские племена. В данном случае религиозную политику Византии необходимо рассматривать как одну из форм внешней политики империи, вошедшей в резкое противоречие с миссионерскими устремлениями Римской Католической церкви. Какие позиции удалось отстоять каждой из сторон в этой борьбе? Ответ на этот вопрос должен стать ключом к пониманию важности христианизации Балкан. Следующий фактор влияния Византии – это рецепция ее правовых норм (как «Земледельческого закона», так и кодекса Юстиниана). Каковы были мера и степень этого проникновения и что они дали югославянским государствам в их экономическом, социальном и политическом устройстве? К числу наиболее неоднозначно воспринятых относится имперская идея. Свое относительно полное воплощение она получила в Болгарии и Сербии, – процессов котором ряд историков склонны усматривать последующее стремление этих государств к гегемонии на Балканах и подчинение ими империи ромеев. Наконец, византийское влияние прослеживается в распространении ереси богомилов, принявшей в славянских странах самостоятельные, отличные от первоначальной, формы. Для того, чтобы понять, почему это стало возможным, необходимо уяснить богословскую и социальную сущность учения богомилов и ответить на вопрос: почему именно данная ересь получила распространение среди славян? Проблема преемственности не может быть раскрыта полностью без учета того факта, что влияние Византии встречало и мощное сопротивление славянского мира, выраженное как в форме скрытого протеста, так и откровенной борьбы. Поэтому необходимо проанализировать и эту сторону вопроса посредством изучения восстания в Болгарии в конце XII в. и менее крупных волнений в остальных районах Балкан, выявив особенности каждого из них, а так же борьбы славянских церквей за автокефалию от византийского патриарха, ситуацию с созданием и распространением Кириллом и Мефодием славянского церковного языка, азбуки и письменной культуры. Подготовку к коллоквиуму необходимо начать с тщательного анализа источников, желательно в том порядке, в котором они будут рекомендованы. Это связано в первую очередь с тем, что источниковая база предлагаемой проблемы довольно обширна. Из нее нужно в первую очередь извлечь сочинения историков и мемуары, затем – данные судебников – кодекса Юстиниана и«Земледельческого закона». Конспект лучше всего «разбить» в зависимости от пунктов плана коллоквиума (см. ниже) и составить в форме отдельных карточек (или страниц). Такого же рода дифференцированный подход следует применить и к изучаемой научной литературе, обратив при этом самое пристальное внимание на различия позиций отечественной дореволюционной, советской и зарубежной историографии по вопросам влияния Византии на южнославянский мир (например: А. Гильфердинг — А.П. Каждан — Г.Г. Литаврин — К. Мечев). Еще одно важное методическое подспорье – это карта государственных и конфессиональных границ империи ромеев, Болгарии, Сербии и Хорватии на протяжении изучаемого периода. Это важно в связи с выяснением факторов их политического и религиозного взаимовлияния. Для составления конфессиональной карты необходимо сопоставление данных исследований Д. Ангелова, В.А. Истрина, Ю.В. Ивановой и коллектива авторов сборника «Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси» (полную библиографическую справку см. ниже). Как итог в подготовке к коллоквиуму можно составить следующие таблицы.
План коллоквиума
1. Проблема христианизации югославянских народов: § христианизация как фактор влияния Византии; § политика Святого Престола в вопросе христианизации на Балканах. Противоречия с Византией; § историография проблемы (русская и советская школы славяноведения). 2. Завоевание Византией славянских государств, основные этапы и итоги борьбы. 3. Факторы влияния византийской цивилизации на югославянский регион: § рецепция византийского права, ее формы; § вопрос о степени заимствования имперской идеи в Болгарии и Сербии; § богомильская ересь в югославянских землях, реализация учения богомилов в Боснии и Болгарии. 4. Отрицание власти Византии: § восстание 1185-1187 гг. в Болгарии; § сопротивление Хорватии, Боснии и Сербии, особенности процесса на каждой территории; § создание автономных православных патриархий в Болгарии и Сербии. § Миссионерская деятельность братьев Кирилла и Мефодия, а так же их последователей и ее значение для самостоятельности славянской культуры. Дискуссия в историографии. Источники
1. «Беседа против новопоявившейся богомильской ереси» Козьмы пресвитера о положении монашества и крестьянства // Бегунов Ю.К. Козьма Пресвитер в славянских литературах. – София, 1973. С.351-353, 356-357, 360, 364-365. 2. Византийский земледельческий закон / Под ред. Е.Э.Липшица, И.П. Медведева, Е.К. Пиотровской. – Л., 1984. 3. Михаил Пселл. Хронография / Пер., статья и примеч. Я.Н.Любарского. – М., 1978. 4. О Кирилле и Мефодии // История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Часть 1. V-XV вв. – М., 1988. Глава 1. «Установление феодального строя в Западной и Центральной Европе». Тема «Культура Западной и Центральной Европы в VI-XI вв.». С.107. 5. Пространное житие Константина Философа // Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и комм. Б.Н. Флори. М., 1981. 6. Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981. 7. Советы и рассказы Кевкамена. Сочинение византийского полководца XI в. – М., 1972. 8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1961. – Т.1. Раннее Средневековье. Раздел «Южные и западные славяне в VI-XI вв.». Тема V. «Южные славяне в VI-XI вв.» Тема VII. «Чехо-моравы и словаки в IX в.». Раздел «Византия в IV-XI вв.». Тема II. «Славянская колонизация и развитие феодальных отношений в VII-XI вв.». 9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987.
Литература 1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. – М., 1954. 2. Бернштейн С.Б. Константин Философ и Мефодий. – М., 1984. 3. Боспорец А. Кирилл и Мефодий. – М., 2003. 4. Гавлик Л. Вопросы типологии генезиса феодализма в Европе и Передней Азии // Восточная Европа в древности и средневековье: Сб. статей. – М., 1978. С.313-143. 5. Иванова Ю.В. Формирование культурной общности народов Юго-Восточной Европы // Балканские исследования. Исторические и историко-культурные процессы на Балканах. – М., 1982. – Вып.7. С.164-193. 6. Иванова Ю.В., Литаврин Г.Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI-XII вв.: Сб. статей. – М., 1985. С.34-98. 7. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. – М., 1988. 8. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. – М., 1988. 9. Кирилл и Мефодий. – М., 1991. 10. Кожинов В.С. Миссия Кирилла и Мефодия. – М., 2000. 11. Мечев К. Освободительная борьба болгарского народа в конце XII – начале XIII в. // Советское славяноведение. – 1979. – №2. С.35-47. 12. Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. – М., 1999. 13. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. – М., 1988. 14. Соколовский А.Х. Феодальная вотчина в южной Сербии в XIII-XIV вв. // Институт славяноведения: Краткие сообщения. – М., 1955. – Вып.17. С.171-77. 15. Фрейденберг М.М. Крестьянство на Балканах // История крестьянства в Европе: В 3 т. – Т.З. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. – М., 1986. С.233-249.
|