Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы преемственности






(коллоквиум)

Методические рекомендации

 

Всилу обширности и глубины поставленной проблемы она вынесена на обсуждение в виде итогового коллоквиума по всему блоку вопросов истории югославянского региона с VI по XIV в., представленных как в лекционном курсе, так и на практических занятиях. Поэтому он объединя­ет наиболее сложные теоретические вопросы взаимосвязи Византии и южных славян как передающей и перенимающей стороны. Проблема преемственности в данном случае является особенно важной, поскольку ее изучение позволяет проследить и понять исторические судьбы Балкан. Поэтому на коллоквиуме необходимо проследить все факторы как влия­ния Византии, так и реакции на него (как позитивной, так и отрицатель­ной).

В первую очередь – это фактор христианизации, который явился базо­вым для проникновения византийской экспансии на славянские племена. В данном случае религиозную политику Византии необходимо рассмат­ривать как одну из форм внешней политики империи, вошедшей в резкое противоречие с миссионерскими устремлениями Римской Католической церкви. Какие позиции удалось отстоять каждой из сторон в этой борьбе? Ответ на этот вопрос должен стать ключом к пониманию важности хрис­тианизации Балкан.

Следующий фактор влияния Византии – это рецепция ее правовых норм (как «Земледельческого закона», так и кодекса Юстиниана). Каковы были мера и степень этого проникновения и что они дали югославянским госу­дарствам в их экономическом, социальном и политическом устройстве? К числу наиболее неоднозначно воспринятых относится имперская идея. Свое относительно полное воплощение она получила в Болгарии и Сер­бии, – процессов котором ряд историков склонны усматривать последую­щее стремление этих государств к гегемонии на Балканах и подчинение ими империи ромеев.

Наконец, византийское влияние прослеживается в распространении ереси богомилов, принявшей в славянских странах самостоятельные, от­личные от первоначальной, формы. Для того, чтобы понять, почему это стало возможным, необходимо уяснить богословскую и социальную сущ­ность учения богомилов и ответить на вопрос: почему именно данная ересь получила распространение среди славян?

Проблема преемственности не может быть раскрыта полностью без учета того факта, что влияние Византии встречало и мощное сопротивле­ние славянского мира, выраженное как в форме скрытого протеста, так и откровенной борьбы. Поэтому необходимо проанализировать и эту сторо­ну вопроса посредством изучения восстания в Болгарии в конце XII в. и менее крупных волнений в остальных районах Балкан, выявив особенно­сти каждого из них, а так же борьбы славянских церквей за автокефалию от византийского патриарха, ситуацию с созданием и распространением Кириллом и Мефодием славянского церковного языка, азбуки и письмен­ной культуры.

Подготовку к коллоквиуму необходимо начать с тщательного анализа источников, желательно в том порядке, в котором они будут рекомендо­ваны. Это связано в первую очередь с тем, что источниковая база пред­лагаемой проблемы довольно обширна. Из нее нужно в первую очередь извлечь сочинения историков и мемуары, затем – данные судебников – кодекса Юстиниана и«Земледельческого закона». Конспект лучше всего «разбить» в зависимости от пунктов плана кол­локвиума (см. ниже) и составить в форме отдельных карточек (или стра­ниц).

Такого же рода дифференцированный подход следует применить и к изучаемой научной литературе, обратив при этом самое пристальное вни­мание на различия позиций отечественной дореволюционной, советской и зарубежной историографии по вопросам влияния Византии на южно­славянский мир (например: А. Гильфердинг — А.П. Каждан — Г.Г. Литаврин — К. Мечев).

Еще одно важное методическое подспорье – это карта государствен­ных и конфессиональных границ империи ромеев, Болгарии, Сербии и Хорватии на протяжении изучаемого периода. Это важно в связи с выяс­нением факторов их политического и религиозного взаимовлияния. Для составления конфессиональной карты необходимо сопоставление данных исследований Д. Ангелова, В.А. Истрина, Ю.В. Ивановой и коллектива ав­торов сборника «Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси» (полную библиографическую справ­ку см. ниже).

Как итог в подготовке к коллоквиуму можно составить следующие таб­лицы.

государство факторы отрицания византийского влияния византийского влияния факторы восприятия византийского влияния
Болгария    
Сербия    
Хорватия    
Босния    

 

 

Влияние Византии Политическое устройство Поземельные отношения Религиозный фактор Культурный фактор
         

План коллоквиума

 

1. Проблема христианизации югославянских народов:

§ христианизация как фактор влияния Византии;

§ политика Святого Престола в вопросе христианизации на Балканах. Противоречия с Византией;

§ историография проблемы (русская и советская школы славяноведения).

2. Завоевание Византией славянских государств, основные этапы и итоги борьбы.

3. Факторы влияния византийской цивилизации на югославянский регион:

§ рецепция византийского права, ее формы;

§ вопрос о степени заимствования имперской идеи в Болгарии и Сербии;

§ богомильская ересь в югославянских землях, реализация учения бо­гомилов в Боснии и Болгарии.

4. Отрицание власти Византии:

§ восстание 1185-1187 гг. в Болгарии;

§ сопротивление Хорватии, Боснии и Сербии, особенности процесса на каждой территории;

§ создание автономных православных патриархий в Болгарии и Сер­бии.

§ Миссионерская деятельность братьев Кирилла и Мефодия, а так же их последователей и ее значение для самостоятельности славянской куль­туры. Дискуссия в историографии.

Источники

 

1. «Беседа против новопоявившейся богомильской ереси» Козьмы пресвитера о положении монашества и крестьянства // Бегунов Ю.К. Козьма Пресвитер в славянских литературах. – София, 1973. С.351-353, 356-357, 360, 364-365.

2. Византийский земледельческий закон / Под ред. Е.Э.Липшица, И.П. Медведева, Е.К. Пиотровской. – Л., 1984.

3. Михаил Пселл. Хронография / Пер., статья и примеч. Я.Н.Любарского. – М., 1978.

4. О Кирилле и Мефодии // История средних веков. Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – Часть 1. V-XV вв. – М., 1988. Глава 1. «Установление феодального строя в Западной и Центральной Европе». Тема «Культура Западной и Центральной Европы в VI-XI вв.». С.107.

5. Пространное житие Константина Философа // Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и комм. Б.Н. Флори. М., 1981.

6. Сказания о начале славянской письменности. – М., 1981.

7. Советы и рассказы Кевкамена. Сочинение византийского полковод­ца XI в. – М., 1972.

8. Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1961. – Т.1. Раннее Средневековье. Раздел «Южные и западные славяне в VI-XI вв.». Тема V. «Южные славяне в VI-XI вв.» Тема VII. «Чехо-моравы и словаки в IX в.». Раздел «Византия в IV-XI вв.». Тема II. «Славянская колонизация и развитие феодальных отношений в VII-XI вв.».

9. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М.М. Фрейденберга. – Минск, 1987.
Раздел «Болгария». Тема I «Возникновение и развитие феодальных отношений.» С.32-40. Тема II. «Болгария под властью Византии». С.41-47. IV. «Классовая борьба и еретические движения». С.58-69.

 

Литература

1. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. – М., 1954.

2. Бернштейн С.Б. Константин Философ и Мефодий. – М., 1984.

3. Боспорец А. Кирилл и Мефодий. – М., 2003.

4. Гавлик Л. Вопросы типологии генезиса феодализма в Европе и Пе­редней Азии // Восточная Европа в древности и средневековье: Сб. статей. – М., 1978. С.313-143.

5. Иванова Ю.В. Формирование культурной общности народов Юго-Восточной Европы // Балканские исследования. Исторические и истори­ко-культурные процессы на Балканах. – М., 1982. – Вып.7. С.164-193.

6. Иванова Ю.В., Литаврин Г.Г. Славяне и Византия // Раннефеодальные государства на Балканах VI-XII вв.: Сб. статей. – М., 1985. С.34-98.

7. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. – М., 1988.

8. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных сла­вян. – М., 1988.

9. Кирилл и Мефодий. – М., 1991.

10. Кожинов В.С. Миссия Кирилла и Мефодия. – М., 2000.

11. Мечев К. Освободительная борьба болгарского народа в конце XII – начале XIII в. // Советское славяноведение. – 1979. – №2. С.35-47.

12. Оболенский Д.Д. Византийское содружество наций. Шесть визан­тийских портретов. – М., 1999.

13. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. – М., 1988.

14. Соколовский А.Х. Феодальная вотчина в южной Сербии в XIII-XIV вв. // Институт славяноведения: Краткие сообщения. – М., 1955. – Вып.17. С.171-77.

15. Фрейденберг М.М. Крестьянство на Балканах // История крестьянства в Европе: В 3 т. – Т.З. Крестьянство Европы в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. – М., 1986. С.233-249.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал