![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общее теоретическое описание проблемы
Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семейных отношений, в первую очередь дадим определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения». Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство*. ____________________________
Такое определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей ее функционирования. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений членов семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на другом - ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей и специфику культурно-исторического развития семьи, и своеобразие этапов ее жизненного цикла. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Главные задачи семьи: формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности - в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и в самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. О.А. Карабанова говорит, что детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения*.
А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские отношения по следующим характеристикам: · Адекватность - степень точности восприятия индивидуальных особенностей другого человека. Неадекватное восприятие ребенка, искажение его образа у родителя проявляется в том, что последний может не вполне правильно представлять себе мотивационную сферу ребенка, возрастно-психологические и эмоционально-личностные особенности. Искажения возникают вследствие действия защитных механизмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. У ребенка же искажение образа родителя проявляется в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего родителя», чаще встречающемся у подростков; в мифе «беспомощного родителя», наблюдающемся у взрослых, которые воспитывались в неполных семьях, семьях алкоголиков. · Динамичность - способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций. · Степень дифференцированности - способность отличать образ от отношения к образу*. ______________________________
А.Я. Варга* считает родительское отношение целостной системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его характера, поступков. Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка, на формирование его личности очень велико. Описано множество нарушений родительского отношения и, как следствие, нарушений в развитии маленького человека. Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональном отношении. Известно, что в семье оно играет важную интегрирующую роль, благодаря чему члены семьи ощущают себя единой общностью, чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Из этого, несомненно, следует то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.
Симбиотический стиль характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоциональный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных событиях его жизни. При этом ребенок может лишиться своей индивидуальности, превратиться в орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Необходимость родителя в эмоциональной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерному контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, заставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип отношения неблагоприятен для взаимодействия родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в самостоятельности и проявлении инициативы.
Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный; система требований, запретов и правил - ригидна и неизменна. У ребенка авторитарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидерству, безынициативность, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Такие родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности ребенка. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, адекватного самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Фактором риска при этом может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случаях это приводит к увеличению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий по отношению к ним гораздо выше. Для детей демократичных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе.
При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное принятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тревожность, зависимость, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, способствует социальной дезадаптации. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Однако необходимо отметить, что для каждого возраста нормальным считается тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые на этом этапе решаются. У подростков возрастает необходимость эмоционального принятия, при 03, 2012 этом важно сохранение родителями высокого уровня контроля с признанием и поощрением автономии детей. Реализация демократического стиля воспитания отвечает необходимости изменения системы требований с учетом растущей компетенции детей. Таким образом, говоря о подростках, подчеркнем, что на первый план выходит демократический стиль воспитания, т. е. он становится необходимым и нормальным в рассматриваемом возрастном периоде.
План диагностических мероприятий
|