![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика детско-родительских отношений (ДРО).
· Опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) И.М. Марковской решает задачу практического исследования данных отношений. · Опросник предназначен для подростков и их родителей, состоит из 60 утверждений, к каждому из которых респондент может подобрать один из пяти вариантов ответов, в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. · Шкалы опросника: o нетребовательность o требовательность родителя; o мягкость - строгость родителя; o автономность - контроль ребенка; o эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю; o отвержение - принятие ребенка родителем; o отсутствие сотрудничества - сотрудничество; o несогласие - согласие между ребенком и родителем; o непоследовательность - последовательность родителя; o авторитетность родителя; o удовлетворенность отношениями ребенка с родителем*. ________________________________ · Проективный тест " Семейная социограмма" Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса относится к рисуночным проективным тестам. Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. Испытуемым предлагается бланк с нарисованным кругом 110 мм в диаметре со следующей инструкцией: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям: o число членов семьи, попавших в площадь круга; o величина кружков; o расположение кружков относительно друг друга; o дистанция между ними*. ______________________________ · Также в практике активно применяются следующие методики диагностики детско-родительских отношений: · Опросник для родителей " Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Представлен в двух вариантах - детском и подростковом. Предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. · Опросник " Лики родительской любви" поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку. · Тест " Мера заботы". Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция. · Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова). С ее помощью диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, особенности эмоциональных отношений с родителями. · Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (к семейной роли, ребенку - оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на нем). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещеретом. · Опросник родительского отношения (ОРО). Тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых во взаимодействии с ним, особенностей восприятия и понимания характера его личности, поступков. · Тест " Стратегии семейного воспитания" позволит оценить стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный*. _________________________ * https://testoteka.narod.ru/
|