![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и представлений о семье
Была проведена методика ВРР с целью выявления особенностей семейных и детско-родительских отношений в исследуемой паре. Результаты показали, что мать применяет к ребенку строгие меры, устанавливает жесткие правила во взаимоотношениях с ребенком, принуждает его к чему-либо. Также ярко выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку, что может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничении. Наряду с этим мать считает, что ее мнение не является авторитетным для сына, и сила влияния ее поступков, действий незначительна. Воспитательная политика матери в глазах Димы выглядит следующим образом: мать видится ему требовательной, ожидающей от него высокого уровня ответственности. Представления матери о себе как о строгом и контролирующем родителе полностью совпадают с мнением мальчика, что отражается в том числе и в высоких показателях по шкале «согласие - несогласие между родителем и ребенком». Дима удовлетворен отношениями с матерью, однако она действительно не является авторитетным взрослым для него. Поведение матери воспринимается ребенком как отвергающее, она кажется ему непоследовательной и непостоянной в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений. Такое восприятие может стать следствием отвергающего отношения родителя к ребенку. Воспитательная политика отца характеризуется требовательностью, он для сына близкий человек, вызывает желание делиться с ним самым важным и сокровенным. Ребенок оценивает свои отношения с отцом как отношения сотрудничества, что позволяет предполагать включенность Димы во взаимодействие с отцом, признание им прав и достоинств сына. Отношения между ними, скорее всего, строятся на принципах равенства и партнерства. Отец - авторитетный взрослый для ребенка, отношения с ним полностью удовлетворяют сына. Однако наряду с этим поведение отца воспринимается Димой как отвергающее, а взаимодействие отца с ребенком видится подростку непоследовательным. Анализ данных, полученных с помощью методики " Семейная социограмма", показывает, что семья воспринимается адекватно как матерью, так и ребенком. Однако для подростка наиболее значимым членом семьи является младшая сестра, себя же он изображает в некотором отдалении от всех остальных членов семьи, но прорисовывает свои связи с отцом и сестрой. Для матери равнозначимые члены семьи - ее мать и муж. Рисунок матери позволяет предположить эгоцентрическую направленность ее личности. На нем отражены ее прямые связи со всеми членами семьи, однако все они общаются между собой через нее. У ребенка общение с матерью опосредованное - через отца.
|