![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционно-развивающая программа для формирования навыков конструктивного взаимодействия
Программы, направленные на коррекцию детско-родительских отношений: · Н. Григори, " Связующая нить"; · Е.И. Захарова, " Психология детско-родительских отношений"; · Н.Ю. Синягина, " Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений"; · И.М. Марковская, " Тренинг взаимодействия родителей с детьми"; · К. Фопель, " Как научить детей сотрудничать". Кроме того, в работе по коррекции детско-родительских отношений часто применяются и другие техники: · " Семейная фотография". Используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться, для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. · Методика " Семейная хореография" - вариант методики " Семейная скульптура". Направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье путем отслеживания негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательного изображения поведенческих актов, ведущих к усилению конфликта. Объединение симптомов негативного поведения детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства. · " Ролевая карточная игра" - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими ее членами как адекватное. Техника представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Участие в игре дает возможность увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности, негативные механизмы и семейную динамику. · " Семейное пространство" - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. · " Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье. Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов*. ____________________________ Для проведения коррекционно-развивающей работы по выявленной проблематике - преодоление нарушений детско-родительских отношений - нами были составлены программы тренингов для подростков и их родителей, в семьях которых обнаружены похожие конфликтные ситуации взаимоотношений. Наиболее удобной формой проведения коррекционно-развивающей работы нам представляется работа в тренинговой группе. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в отличие от психотерапии, цели тренинговой работы не связаны с собственно лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. Во-вторых, в отличие от психокоррекции, в психологическом тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы. В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг тесно соприкасается с развивающим обучением в широком смысле слова. Говоря об общих представлениях о психологическом тренинге, следует отметить, что групповой психологический тренинг - это совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1. в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2. для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы понимаем групповой тренинг в его втором значении. Кроме того, работа в группе имеет ряд преимуществ: · групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникать при индивидуальной работе с психологом; · группа способна отразить общество в миниатюре, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях; · в группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходной проблематикой; · в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; · участники группы могут идентифицировать себя с другими, " сыграть" роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения; · взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; · группа способствует самораскрытию, самоисследованию и самопознанию - иначе, чем через других людей, это в полной мере невозможно*. __________________________ * Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга Учитывая все вышеперечисленные теоретические обоснования преимуществ групповой тренинговой работы, нами были составлены и реализованы следующие тренинговые программы.
|